|
На берегу озера Иссык-Куль женщины сообщества «Бугу эне» при содействии волонтеров Японского агентства международного сотрудничества (JICA) в Бишкеке запатентовали «как традиционное знание кыргызов» эксклюзивное и экологически чистое мыло - «шакар».
Корреспонденты АКИpress посетили Тюпский район село Тасма, где готовят продукт сельского парфюмерного искусства. По словам жительницы Тасмы, сообщество «Бугу эне» создано 22 мая 2010 года, в него входят 6 женщин и 1 японский волонтер. Изготовлением мыла они начали заниматься два года назад, когда к ним в село приехала доброволец JICA.
Сначала японские волонтеры планировали научить местных жительниц делать мыло по японскому рецепту из местного сырья - лечебных трав. Позднее волонтер Мисато Номура, которую местные жители для удобства окрестили Датка, узнала, что раньше кыргызы пользовались мылом, которое они готовили собственноручно по древней технологии.
Она решила восстановить традиционный способ кыргызов изготовления
пенящегося и полезного средства, которое жители называли «шакар». Чтобы выполнить эту задачу Датка-Мисато поступила чисто по-японски. Она добросовестно посетила почти каждый дом в селе в поисках древних рецептов. Выяснилось, что «шакар самын» изготавливали и использовали вплоть до 40-50-х годов прошлого столетия.
«Бабушки рассказали о различных способах приготовления и какие ингредиенты должны быть при этом использованы. Мы объединили эти знания и попытались вывести усредненный вариант рецепта. Все знатоки в один голос сказали, что в шакар-самын добавляется полынь, а также говорилось о крапиве, и других лечебных травах как ромашка, календула и одуванчик. Но были различные мнения о том, как жечь траву. Оказывается, каждая хозяйка по-своему готовила мыло и бабушкин рецепт держался в секрете. Но для нас женщины сделали исключение», - говорит она.
«Процесс изготовления шакара отличается от японского. Для изготовления шакар-самына требуется приложить немало усилий. Нужно собрать много лечебных трав: полынь, крапива. Потом их сжигают, из полученной золы получают порошок, который затем смешивают с жиром» - говорит Датка.
Древнее мыло, как было сказано, не просто экологически чистое, а еще и лечебное. Он помогает избавиться от перхоти, экземы, прыщей, угрей и так далее.
А называется «шакаром» (бурление) из-за того, что очень долго кипит. В древности не было каустической соды, которую используют в современных заводах. А для кыргызов основой мыла шакар служил порошок, добываемый из золы лечебных трав.
Японская волонтерка не стала скрывать рецепт. Крапиву, полынь и другие травы следует собрать и высушить так, чтобы в них не попала вода. Из одного небольшого стога травы получается одна порция - 18 штук мыла. Затем растения сжигаются и полученную из них золу добавляют в чан с большим количеством воды. Начинается кипячение. Эта работа может занять целый день. Когда вода выпаривается, остается порошок. Это и есть основа мыла. В него затем добавляются говяжий и козлиный жир и сок лечебных трав.
На сбор трав уходит два-три месяца. В основном собирать лечебные травы нужно в летнее время. Но местные жители в этот период времени заняты - в разгаре туристический сезон. Хотя изготовление мыла постепенно становится прибыльным бизнесом. Его можно продавать туристам в качестве сувениров. Но чтобы мыловарение приносило ощутимую прибыль, надо изготавливать его в большом количестве.
Поэтому на первый план вышло соблюдение принципов логистики (система рационального управления товарами и услуг). Готовую продукцию продвигают сотрудники Ассоциации JICA «Одно село - один продукт», в которую входит сообщество «Бугу эне». Шакар и другие мыла продаются в магазине Ассоциации в городе Каракол, а также на всевозможных фестивалях.
«На самом деле сбор трав - очень трудная работа для женщин. Нужно весь день провести на ногах и солнцепеке. В прошлом году мы все время были заняты на сборе сырья, так что даже не было времени продавать готовое мыло. В этом году мы немного перестроили свою работу, чтобы успеть сделать все», - рассказывает волонтер.
Хотя в мыло по японскому рецепту (тоже производиться жителями Тасмы) и добавляется каустическая сода, но в течение месяца мыло сушится, омывается и вся химия таким образом «вымывается» из изделия. Но подлинной победой местных жителей, по мнению Мисато, стало то, что они стали изготовлять мыло вообще без применения химических добавок.
«Мы хотим донести до людей важность и полезность использования природной силы и качества лечебных трав. Краеугольным камнем и философией в ее изготовлении стало принцип сохранения экологии. Я думаю, что тасминское мыло обретет популярность среди кыргызстанцев и даже за пределами республики. Поэтому и цену за мыло мы установили минимальную - всего 40-50 сомов», - сказала Датка.
Вообще японке очень понравилось в Кыргызстане. «Мы очень подружились, собираемся на праздники, вместе готовим еду. Здесь я научилась многому. Во-первых мне очень понравилось отношение людей друг к другу. Местные жители ценят семью и здоровье. До моего отъезда осталось всего четыре месяца», - настроена 26-летняя Датка.
А еще в «Бугу эне» гордятся, что мылом, приготовленном ими, пользуется президент Роза Отунбаева. В начале июня несколько видов мыла, в том числе и шакар-самын, были презентованы главе государства во время ее встречи с волонтерами Японского агентства международного сотрудничества (JICA).
После, на открытии летнего сезона, на иссык-кульском фестивале в Чолпон-Ате президент узнала Датку, подошла к ее прилавку, поинтересовалась делами и сообщила, что довольна качеством продукции тасминцев.
Мыло «Бугу эне» произвело фурор и в Москве, говорит ассистент проекта Ассоциации «Одно село - один продукт» Эмиль Шакир уулу. «На праздновании 20-летия стран СНГ в конце июня в Москве мы презентовали наше мыло и другую продукцию. На следующий день посетители снова приходили и хотели купить побольше. Надеемся, что в ближайшее время будут заказы», - говорит он.
Стоит отметить, что концепция развития «одно село - один продукт» успешно реализована в самой Японии, где почти каждый населенный пункт так или иначе знаменит чем-нибудь уникальным, встречающимся только здесь, причем не только внутри страны, но и порой за ее пределами.
| |