|
Кадры для российского футбола куют не только Москва и Питер. Жирков, Павлюченко, Анюков, Зырянов, Дзагоев, Шешуков - все эти игроки, входящие в обойму национальной сборной, родились, получили образование и обросли мускулами в провинции.
К счастью, после разрухи 1990-х детско-юношескому футболу на периферии больше не требуется кислородная подушка - он оживает, пусть не везде и не такими темпами, как того бы хотелось. Но там, где действительно заботятся о будущем, уже перешли от слов к делу. Для таких клубов, как выступающий в ФНЛ «КАМАЗ», воспитание резерва - единственный способ выжить в непростых экономических условиях.
ФУТБОЛЬНАЯ ПРИСЯГА
«КАМАЗ» и его школа - единый организм как по факту, так и по сути. Центр подготовки вживлен в административное здание клуба, расположенное на территории живописного парка «Гренада». Мальчишки - такие же его полноправные хозяева, как тренеры, персонал и руководители главной команды. Бассейн, тренажерный зал, сауна - тут, как при коммунизме, все общее. Какому-нибудь ретивому постреленку ничего не стоит зайти, скажем, в кабинет к гендиректору Якову Брегману, деловито пожать ему руку и напроситься «за компанию» посмотреть футбол.
Помещение, где непосредственно базируется школа, хоромами, конечно, никак не назовешь. Тесновато, крошечных раздевалок на цокольном этаже на всех не хватает. Зато выходишь на улицу - и будто попадаешь в сказку. В радиусе 100 метров - девять искусственных и естественных газонов отменного качества. Есть большие - 115 х 65 и 115 х 68, есть поменьше, а гигантский по длине синтетический ковер «раскроен» на три мини-поля.
- Вообще-то самых маленьких мы редко выпускаем на синтетику, - уточняет Брегман. - Это вредно для неокрепших голеностопов.
Юным челнинцам есть к чему стремиться - «КАМАЗ» решительно взял курс на собственных воспитанников. Таковых сейчас в заявке девять, четверо из которых считаются твердыми игроками основы. Немаловажный фактор - доморощенные таланты в команде не удерживают, напротив, в случае предложений из РФПЛ всегда готовы сесть за стол переговоров. А, видимо, для пущей убедительности того, что ничего невозможного нет, вдоль металлического ограждения одного из полей вывешена растяжка, с которой озирают окрестности самые известные выпускники школы. Последний прямоугольник пуст, но символичен. «Кто следующий?» - выведено на белом фоне аршинными красными буквами.
«Камазовский» оазис уникален для российской глубинки, По крайней мере, мне, немало поколесившему по стране, подобную консолидацию футбольных полей доводилось видеть только в крупных питомниках, имеющих статус академий. А у «КАМАЗа» нет даже интерната, и надобности в нем, кстати, не видят. Возможно, не хватает финансов, хотя Брегман приводит супротив веские аргументы:
- До 15 - 16 лет дети должны расти и программироваться в семье. Могу обратиться к опыту московских команд - в юном возрасте там пруд пруди дарований, но много ли их на выходе? Кроме Прудникова, за последние годы вспомнить некого. В период взросления у ребят начинают играть гормоны, в коллективе появляется лидер, на которого стараются походить, причем во всех проявлениях. Этого стайного рефлекса, считаю, быть не должно. Я ездил в Гамбург, общался с руководителями одноименного клуба бундеслиги. Знаете, сколько человек у них в интернате? Шестнадцать. Только иностранцы, в своем большинстве - выходцы из стран бывшего СССР. А иногородние немцы распределены по семьям. Личность должна развиваться гармонично. Ко всему прочему, нельзя перегружать ребят футболом, они должны получать от него удовольствие, а не выполнять механическую работу.
Про «удовольствие» сказано не для красного словца. В Центре трепетно относятся к мальчишкам. Для «абитуриентов»", прошедших двухлетний подготовительный цикл, даже существует обряд посвящения в футболисты - что-то наподобие присяги. В церемонии участвуют родители детей, руководители клуба, а также тренеры с игроками основной команды. Под занавес мероприятия каждому карапузу торжественно вручают пакет с подарками.
ИСТОРИЯ ДВУХ АВТОГРАФОВ
В структуре Центра немало интересных персон. Например, заместителем директора школы с 2011 года работает Владимир Филимонов, отец экс-вратаря «Спартака» и сборной России Александра Филимонова.
- В Челны я приехал из Альметьевска, где также отвечал за детский футбол, - поясняет Владимир Иванович. - Там очень хорошие условия для подготовки, что немаловажно, есть где заниматься в стужу, но с расформированием команды мастеров «Алнас» у пирамиды, увы, не стало верхушки. В Центре «КАМАЗа» перспектив, естественно, больше. Вы сами видите, сколько полей. Правда, есть глобальная проблема - отсутствие в городе манежа или элементарного крытого спорткомплекса. В зимний период малыши тренируются в залах общеобразовательных школ, но, по существу, это вычеркнутые месяцы.
Далее нам представляют детского тренера Виктора Борисова, воина-афганца, который в школе с 1988 года. Узнав, что этот человек воспитал Питера Одемвингие, прошу его уделить 15 минут.
- За какой год сейчас отвечаете? - Веду ребят 1995 года рождения. Первенство России пока не началось, а в первенстве pecпублики уже стартовали - пока идем без потерянных очков, обыграли «Казань-1». У нас нет такого, чтобы стремиться к победе любой ценой. Первоочередная задача - воспитание резерва для «КАМАЗа». С другой стороны, без побед ведь не выработаешь у ребят нужную психологию, не так ли?
- По какой методике строите тренировочный процесс? - У нас есть общее направление, но у каждого возраста своя специфика. Сейчас я со своими ребятишками в основном занимаюсь технико-тактической подготовкой. Объемные физические нагрузки им пока давать рано. Ребят подводим к очередной ступеньке плавно, не форсируя. А базовой для всех возрастов является работа над технической оснащенностью, это, можно сказать, кредо нашего Центра.
- В детско-юношеском футболе стало модно ставить в пример голландцев. Не будучи оригинальным, спрошу: вы что-нибудь позаимствовали из технологии оранжевых? - Голландская метода продвинутая. Но нельзя все делать по шаблону, необходим творческий подход. Иными словами, надо подключать голову. Два тренера могут давать одни и те же упражнения по идентичным конспектам, а результат будет разным. Вопрос - как преподать свои мысли детям.
А так мы следим за инновациями. Современные компьютерные методики, зарубежные диски - все это используется в работе. Кроме того, есть курсы повышения квалификации. Жизнь на месте не стоит. Это касается и условий для работы: помню, мы тут раньше хлюпали в грязи, а сейчас - смотрите, какие газоны!
- Насколько понимаю, в школе обучаются исключительно местные ребята. Но Набережные Челны - не Москва, откуда столько желающих заниматься? - Раньше, скажу вам, было даже больше. Во-первых, в 90-х упала рождаемость, во-вторых, нынче появилось много развлечений. А если у парня нет желания играть в футбол, каким бы талантом он ни был, толку из него не выйдет. Упрашивать бесполезно - я знаю это по собственному опыту.
- Ваш самый именитый футбольный отпрыск - Одемвингие. Еще кого-то взрастили? - Несколько человек выступали в первом и втором дивизионах. Сейчас тоже есть перспективный парень - нападающий Раиль Зарипов. Ему в мае исполнилось 16, он вызывался в юношескую сборную России, а с этого года уже выступает за дубль «КАМАЗа» в первенстве МФС «Приволжье».
- В Одемвингие талант проклевывался с малых лет?
| |