|
Украинские телеканалы сокращают закупку готовых программ, увеличивая долю собственного продукта, снятого по зарубежному формату. За последние полтора года они закупили больше форматов, чем за предыдущие десять лет. Этого требуют зрители - программы, снятые за рубежом, с каждым годом смотрят все хуже, а собственное производство позволяет каналам удерживать целевую аудиторию.
Период адаптации
«На протяжении последних десяти лет украинские каналы закупали в основном готовые программы, преимущественно из России. Но в 2008-2009 годах мы начали всерьез осваивать иностранные форматы»,-- говорит генеральный директор группы «1+1» Александр Ткаченко. Первым зарубежным форматом на украинском телевидении считается «Who wants to be a millionaire?» - программа вышла в эфире «Студии 1+1» под названием «Первый миллион» в 2000 году. Но тогда к иностранным форматам обращались редко - за девять лет было куплено в общей сложности 40 программ, отмечают в продакшн-компании WeiT Media (обладает эксклюзивными правами на адаптацию в СНГ форматов крупнейшего мирового производителя Endemol).
Настоящий бум начался в 2010 году: за последние полтора года крупнейшие каналы приобрели 47 иностранных форматов (см. диаграмму). Причем спрос оказался настолько велик, что телеканалы начали покупать даже те форматы, которые уже выходили в украинском эфире: «Интер» летом показал шоу «Миллионер. Горячее кресло» по формату «Who wants to be a millionaire?», а СТБ снял «Танцы со звездами» по формату «Dancing with stars» - соответствующее шоу выходило на «1+1».
Большинство украинских адаптаций - это развлекательные шоу (81 из 87 форматов - программы, на основе которых транслировались в эфире крупнейших каналов). Это объясняется популярностью данного формата: в рейтинге 25 самых популярных программ в 2010-2011 годах девять являются развлекательными, отмечают в исследовательской компании GfK Ukraine (исследование по аудитории «люди в возрасте от 18 до 54 лет»).
Лидерство по числу адаптаций удерживает «1+1» - за все время в эфире канала было представлено 26 форматов, почти 30% всех адаптаций в Украине. В частности, «1+1» запускал такие успешные проекты как «Форт Буайяр», «Самый умный» и «Танцы со звездами». За последние полтора года канал приобрел 15 форматов, среди которых самыми популярными стали «Меняю жену», «Адская кухня» и «От босячки до леди». Второе место со значительным отрывом занимает канал «Украина». Самыми известными его проектами стали «Обнаженная красавица» и «Играешь или не играешь?». Третью позицию делят «Новый канал» и ICTV, снявшие «Фактор страха», «Леся+Рома», «Акулы бизнеса», «Фабрика звезд». На четвертом - «Интер» («Битва украинских городов»). Позже всех к этому процессу подключился канал СТБ, купивший первый формат в 2007 году. Тем не менее многие его шоу стали особенно популярны - «В Украине есть таланты», «Х-фактор», «Танцуют все».
Осторожный риск
Покупка уже готовой ТВ-программы обходится каналу в два-три раза дешевле, чем ее адаптация или производство по собственному формату, говорят в телекомпаниях. Но такая программа собирает гораздо меньшую аудиторию, а каналы заинтересованы в высоких рейтингах - от этого зависят объемы продаж рекламы, дающей основную прибыль. В том же рейтинге 25 самых популярных программ 19 - украинского производства, к тому же нет ни одного иностранного развлекательного шоу. «Аудиторию интересуют локальные шоу, снятые с учетом специфики и менталитета страны. Ярче всего это видно по рейтингам реалити- и талант-шоу, участники которых должны быть близки и понятны аудитории. Украинца не интересуют соревнования между жителями Балтимора и Уэльса, противостояние одессита с харьковчанином привлекают его намного больше»,-- говорит председатель совета директоров группы компаний Star Media Влад Ряшин.
Простейший способ увеличения национального контента - адаптация иностранных форматов. Стоимость формата, по оценкам WeiT Media, занимает около 7% всех расходов на производство продукта. «В ряде случаев снимать по формату намного проще и дешевле, не нужно инвестировать в разработку идеи, стратегии, исследование аудитории»,-- отмечает господин Ряшин.
От заимствованного к собственному
Благодаря переходу к покупке форматов украинские каналы стали менее зависимы от зарубежных поставщиков контента, в первую очередь российских. Уже сейчас доля собственного производства в эфире украинских каналов составляет 37% (данные WeiT Media), для сравнения, в Чехии - 42%, в Польше - 70%. Во многом это происходит за счет адаптаций, составляющих около 37% развлекательных программ и сериалов.
На телеканалах приводят в пример Россию. В 2005-2007 годах российские телеканалы массово адаптировали сериалы, которые после этого перепродавали в готовом виде в страны СНГ, в том числе в Украину. Через три-четыре года доля адаптаций в эфире начала снижаться, продакшн-студии перешли на разработку собственных идей. На сегодня только 15% российских шоу и сериалов основаны на зарубежных форматах, на 70% эфир в этой стране заполнен локальными программами.
Следующий этап развития - начало выпуска национального продукта, полностью созданного телеканалами, от идеи до реализации. В дальнейшем доля готового продукта и закупленных форматов в эфире будет сокращаться, уступая место собственным проектам, считает Александр Ткаченко. По его словам, уже сейчас в Украине придумывают форматы, которыми интересуются и другие рынки. «Наша группа продает "Дневники темного", разработанные на канале ТЕТ»,-- говорит он. Другим проектом, успешно проданным как формат, являются «Мистические истории» (продакшн-студия Film.ua, транслировались на СТБ). По словам господина Ряшина, договор опциона на реализацию формата «Майдан`s» (выходит на канале «Интер») уже заключен с одним из ключевых игроков российского рынка. После представления формата на конференции в Сеуле им также заинтересовался ряд азиатских стран.
Представители продакшн-компаний уверены, что на телеканалах поспешили с выводами. «Каждый сезон количество национального контента в эфире повышается, растет спрос со стороны каналов, растет и предложение от продакшнов. Их количество все равно увеличивается»,-- утверждает креативный руководитель продюсерского центра Final Cut Media Олеся Ногина. Впрочем, телеканалы уже решают эту проблему. Так, в начале текущего телевизионного сезона группа «1+1» заявила о приобретении двух продюсерских центров для увеличения объема производства собственного продукта. На канале СТБ говорят, что 90% программ, выходящих в прайм-тайм, уже занимает продукция собственного производства.
Мария Попова
| |