|
Отпускной сезон подходит к концу, и люди возвращаются домой. У билетных касс - столпотворение. На южных направлениях билетов уже практически не достать. Но в нынешнем сезоне из-за жары зафиксированы большие туристические потоки и на севере, и северо-западе России. Туда, куда не летают самолеты, едут поездом или автобусом.
Однако так ли уж комфортно перемещаться этим видом транспорта выясняла корреспондент радио «Вести ФМ» Ксения Крихели.
В пушкинский заповедник, что в Псковской области, я отправилась автобусом. Стояла страшная жара. Автобус подали марки «ЛиАЗ». О кондиционере пришлось сразу забыть. Но основная часть пути - ночью, поэтому дорога не успела стать кошмарным сном. А вот обратный путь превратился в настоящий ад. Уже наступили холодные ночи, и все пассажиры, включая меня, ехали до Москвы всё в том же «ЛиАЗе». И это при почти нулевой температуре, и без всякого отопления в салоне. Мой попутчик Анатолий подвёл под наши страдания научную базу.
«Мы вошли, видимо, в холодный фронт. За окном было не больше пяти градусов по Цельсию, по окнам внутри салона текла вода, это означало, что температура воздуха внутри автобуса была крайне низкая. Автобус был под завязку, тяжелее всего пришлось тем, кто сидел у окна. Ехали не только молодые и сильные, но и много детей и пожилых людей. Нас везли как мороженную треску», - жалуется Анатолий.
На просьбу пассажиров включить печь, водители сказали, что если что-то не устраивает, можно выйти и идти до Москвы пешком. Компания-перевозчик, которая занимается автобусным сообщением Псков-Москва и Москва-Псков, как выяснилось, - государственная, и пообещала разобраться с конкретным случаем.
«Вы мне скажите, какое это было число, я выясню по поводу маршрута, вызову водителей или уберу их вообще с этого направления. Будут не в Москву ездить, а по колхозам мотаться», - обещает представитель компании.
Однако рассчитывать на то, что в следующий раз подадут комфортабельный автобус, не приходится.
«У нас нет денег, чтобы обновлять парк. У нас ходят "ЛиАзы, они, действительно, без кондиционеров, но мы ничего не можем сделать - денег нет. Это направление нерентабельное, иногда бывает, что в рейсе едет по десять человек. На что мы заработаем и купим новые, хорошие машины?"» - вопрошает представитель компании-перевозчика.
В компании уточнили, что денег, собираемых за билеты, едва хватает на ремонт парка, который уже существует. Да и обеспечивать комфорт пассажирам в дороге перевозчик не обязан. Главное, за что отвечают государственные или частные фирмы, которые занимаются автобусным междугородним сообщением - это безопасность.
«У нас нет жёстких правил и требований, что что-то должно быть, а что-то - нет. Наша задача обеспечить безопасность на дороге, и всё», - объясняет начальник отдела пассажирскими перевозками «Мосавтотранса» Андрей Голубев.
Впрочем, покупая билет в кассе на автобус в другой город, пассажир может поинтересоваться дополнительными услугами. Например, некоторые компании предоставляют в пути не только тёплые пледы, чай, кофе, но и услуги стюардессы. Однако такие идеальные рейсы можно пересчитать по пальцам.
Пока же автобусные пассажиры (в отличие от железнодорожных и авиа) абсолютно бесправны.
«Если в федеральном законе сказано, что человек, покупающий билет на поезд или самолет имеет право на предоставление таких-то и таких-то услуг, то про автобусные рейсы не сказано ни слова. То есть люди, которые едут автобусами не имеют право ни на какие услуги, кроме того, что их во время должны доставить до места назначения. А про условия ничего не сказано», - рассказывает юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрий Лесняк.
По существующему закону, сейчас автобусные пассажирские перевозки приравнены к грузовым.
«Это, действительно, так. Людей везут как груз. Такая ситуацию будет до тех пор, пока в законодательстве отдельно не пропишут права пассажиров и обязанности компании-перевозчика», - утверждает Лесняк.
| |