|
Книжки, по которым учились деды и отцы, ребятам нравятся больше современных
В витебском музее образования собрано все, что связано со школой - от учебников и уникальных книг по истории образования до шпаргалок. Правда, последние являются раритетом: среди более чем 70 тысяч экспонатов шпор всего-то 12 штук. Пока что музей проводит только выездные выставки. В этот раз ученики поселка Октябрьский в Витебском районе получили возможность полистать старые буквари - от тридцатых до девяностых годов прошлого века.
- Нам с Катей достался один букварь на двоих, так он намного интереснее того, по которому мы учились читать! Там много текстов, интересных рассказов, загадки! - делится впечатлениями семиклассница.
Оказалось, что старые книжки школярам нравятся больше современных. И именно потому, что в них больше текста.
- Не боитесь давать детям в руки такие раритеты? - спрашиваем директора Витебского музея образования Тамару Марчик.
- Нет, ребята очень бережно с ними обращаются, один мальчик как-то заметил надорванную страницу в букваре и сразу закричал - смотрите, здесь порвано, но это не я! Хотя, конечно, хотелось бы со временем заменить некоторые буквари факсимильными изданиями, ведь для старых книг это большая нагрузка, - признается Тамара Петровна.
Удивительно, но никто из ребят, глядя на портрет Ленина на первой странице многих букварей, не спрашивает, кто этот усатый и лысый дяденька. Ильича узнали, но особых эмоций он не вызывает. А вот черно-белый букварь разглядывают как диковинку. С интересом прочитывают буквы на кумачовых транспарантах в руках у нарисованных демонстрантов: «Мы за мир!», «Дадим больше хлеба государству!». Экспериментальный букварь без букв поначалу приводит паренька в замешательство, но после минутного раздумья он догадывается, что читать его нужно, составляя рассказы по картинкам. Семиклашки с удовольствием читают коротенькие текстики из букварей вслух, разгадывают загадки. Умудряются прочесть даже учебный Псалтырь 1900 года с твердыми знаками и ятями.
Кстати, в планах у Тамары Марчик сделать музей образования полностью интерактивным. По ее задумке, посетители смогут провести в музее целый день, переходя из зала в зал, а экскурсоводы, одетые в соответствующие костюмы, будут давать им уроки в стиле различных эпох. В одном зале пишут аз-буки-веди писалом по досточке, в другом - перышком выводят латинские буквы, в третьем стучат мелом по грифельной доске и перекусывают вареными бобами, в четвертом проходит политинформация, в пятом - урок ручного труда. Из музея посетитель будет уходить с целой кучей сувениров - начиная с писала и заканчивая буклетом с собственными фотографиями за школьными партами разных веков. Правда, для воплощения этой идеи в жизнь музею нужно большое отдельное здание.
| |