|
Национальным банком Республики Беларусь в 1 - 2 кварталах 2011 г. было проведено анкетирование по изучению применения населением средств осуществления безналичных розничных платежей. Результаты показали, что население готово активно пользоваться электронными платежными инструментами, технологиями дистанционного банковского обслуживания (73 %).
Для проведения опроса и сбора информации была подготовлена анкета, содержащая 27 вопросов, тематически охватывающих применение населением средств безналичных розничных платежей, качество предоставляемых посредством их использования услуг, а также предложение выразить мнение о существующих недостатках, улучшении и расширении данной сферы услуг. Анкетирование показало, что для подавляющего числа респондентов (85 %) наличие возможности оплаты товаров и услуг с использованием банковских пластиковых карточек, электронных денег, технологий интернет - банкинга, мобильного банкинга является необходимым. 96 % участников анкетирования пользуются банковскими пластиковыми карточками; 43 % и 24 % - соответственно интернет -банкингом и мобильным банкингом и 9 % - электронными деньгами. Вместе с тем только 10 % респондентов оценивают качество банковских услуг в сфере безналичных розничных платежей как высокое; большинство респондентов (80 %) оценили его как среднее и 10 % считают качество предоставляемых услуг низким. Среди факторов, снижающих доверие населения к использованию средств осуществления безналичных розничных платежей, респонденты указали: недостаточную развитость сети платежных терминалов, инфокиосков, банкоматов (55 %); частые сбои в работе или нерабочее состояние платежных терминалов, инфокиосков, банкоматов (54 %); недостаточную квалификацию работников сферы торговли и услуг при использовании терминального оборудования (32 %); длительное время связи с банком, плохую связь (31 %); иные факторы (6,3 %), например, отсутствие доступной и простой рекламы; незаинтересованность персонала предприятий торговли и сервиса в увеличении доли безналичных расчетов; боязнь уплаты комиссии при пользовании банкоматом/терминалом. Как одну из существенных причин, сдерживающих проведение безналичных платежей в устройствах самообслуживания или вызывающих неудобство при их использовании, респонденты отметили частые сбои в их работе (либо нерабочее состояние), в том числе вызванные длительной и нестабильной связью с расчетным банком. Стимулировать население к более широкому использованию средств безналичных розничных платежей, по мнению респондентов, можно следующими способами: предоставлением скидок и дисконтированием операций при осуществлении безналичных розничных платежей (66 %); повышением финансовой грамотности населения (64 %); развитием сети платежных терминалов, инфокиосков, банкоматов (52,8 %); обеспечением безопасности и надежности средств безналичных розничных платежей (41,7 %); подготовкой квалифицированного обслуживающего персонала 28,5 %); проведением рекламных игр (25 %). Респонденты отмечают (64 %), что одним из способов стимулирования населения к более широкому использованию банковских пластиковых карточек, электронных денег, проведению платежей посредством интернет - банкинга, мобильного банкинга является повышение их финансовой грамотности в данной сфере. Это еще раз подчеркивает необходимость применения банками практики обучения своих клиентов пользованию платежными инструментами как на этапе заключения договоров, так и при последующем сопровождении. Кроме того, из результатов опроса следует, что половина респондентов недостаточно информирована о рынке безналичных платежей, а также не знает взимаемую обслуживающим банком комиссию и стоимость услуги при проведении операций. Проведенный опрос фактически показал, что население готово активно пользоваться электронными платежными инструментами, технологиями дистанционного банковского обслуживания (73 %), и вместе с тем выявил ряд негативных факторов в части их применения, на которые неоднократно обращал внимание Национальный банк Республики Беларусь. Учитывая результаты проведенного опроса, в целях увеличения доли безналичных расчетов, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов, Национальный банк Республики Беларусь рекомендовал банкам совместно с обслуживаемыми предприятиями торговли, сервиса и другими заинтересованными организациями: принять меры по повышению надежности функционирования терминального оборудования и коммуникационных сетей, взаимодействующих с процессинговыми центрами; обеспечить достаточный уровень их производительности и отказоустойчивости, особенно в часы пиковой нагрузки; проводить мероприятия по повышению квалификации работников сферы торговли и услуг в части использования терминального оборудования; проводить работу по повышению информированности обслуживаемых клиентов об условиях проведения операций в устройствах самообслуживания, взимания комиссионных вознаграждений, установленных лимитах выдаваемых банкоматами денежных средств. Разместить (поддерживать в актуальном состоянии) на официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, местах обслуживания клиентов информацию об условиях проведения операций с использованием банковских пластиковых карточек, электронных денег, интернет - банкинга, мобильного банкинга; в договорах на обслуживание клиента четко и ясно излагать условия снятия наличных денег, оплаты товаров и услуг в устройствах иных банков; активизировать работу по привлечению клиентов к оплате товаров и услуг посредством безналичных платежей путем популяризации электронных платежных инструментов, проведения рекламных игр, акций, розыгрышей призов, предоставления скидок.
| |