|
Конец сентября - время, когда у всех одержимых «Оскарами» официально заканчивается межсезонье и начинается горячая пора. Кинофестивали в американском Теллурайде, итальянской Венеции и особенно канадском Торонто - все равно что старт очередного футбольного сезона: утверждать, кто станет чемпионом, пока явно рано, но круг фаворитов резко сужается.
Скажем, ровно год назад, после победы «Король говорит!» в Торонто и первых пресс-показов «Социальной сети» девять человек из десяти предсказали, что борьба за главные «Оскары» пойдет именно между этими двумя фильмами, - и были правы. Первенствовали в Торонто и «Красота по-американски», и «Миллионер из трущоб», и, например, «Сокровище». Наконец, многие - «Рэй», «Джуно», «Черный лебедь» - обходились без призов, ограничиваясь премьерными овациями и заблаговременными шквалами восторженных отзывов прессы.
О значимости Торонто, Венеции и Теллурайда красноречиво говорят и блеск их ковровых дорожек - звезды калибра Джорджа Клуни (George Clooney) или Райана Гослинга (Ryan Gosling) старательно объезжают сентябрьские фестивали, несмотря на публично декларируемую нелюбовь к призовым кампаниям. Которые - не сомневайтесь в этом ни на секунду - начинаются именно здесь, даже если у половины демонстрируемых в Торонто или Теллурайде фильмов нет на момент их премьер ни дистрибьюторов, ни стратегии, ни вообще каких-либо видов на февральскую церемонию.
Так вот, главным итогом сентябрьских саммитов «большой тройки» стало то, что никаких громких выводов и верных прогнозов они в этот раз не спровоцировали. Обладателем главного приза Торонто стала ливанская трагикомедия «И куда мы теперь?» недавней дебютантки Надин Лабаки (Nadine Labaki) - и как бы ни впечатлял список предыдущих обладателей People’s Choice Awards, понятно, что в оскаровском смысле эта победа в лучшем случае обостряет борьбу в категории «Лучший неанглоязычный фильм». До Ливана самую малость не дотянулся Иран с драмой «Развод», ранее награжденной берлинским «Золотым медведем» - обе картины естественным образом выдвинуты на соискание «Оскара» от своих стран (чего, как обычно, не скажешь о России, оскаровский комитет которой переругался и предпочел триумфатору Венеции, «Фаусту» Александра Сокурова, михалковскую «Цитадель»).
Тем временем круг фильмов, имеющих шансы на главные «Оскары», и впрямь сузился, но хоть сколько-нибудь очевидных фаворитов не выявил. Лучше других сентябрьский отрезок дистанции прошли «Артист» Мишеля Хазанавичуса (Michel Hazanavicius), немая черно-белая мелодрама, еще в Каннах прибранная к рукам братьями Вайнштейн и с тех же самых пор считающаяся верным номинантом в категории «Лучший фильм», и «Потомки» Александра Пэйна (Alexander Payne). Снятая по одноименной книге трагикомедия молчавшего семь лет классика американского инди собрала самую солидную прессу, обещает очередную номинацию исполнителю главной роли - и неизменному любимцу Киноакадемии - Джорджу Клуни и, кажется, досрочно победила в ежегодном состязании «маленьких фильмов с большим сердцем».
Вернувшиеся с фестивалей кинокритики шумно и дружно обожают «Стыд», эротическую драму британца Стива МакКуина (Steve McQueen), за смелую роль в которой один из лучших актеров своего поколения Майкл Фассбендер (Michael Fassbender) получил венецианский Кубок Вольпи. И хотя актерские призы Венеции, как правило, не значат для академиков вообще ничего, Фассбендер возглавляет список возможных оскаровских сюрпризов - в отличие от второго из лучших актеров своего поколения Райана Гослинга, чьи роли в «Мартовских идах» и «Драйве» слишком рискуют исключить из гонки друг друга. Кроме «Стыда» и «Драйва», исключительно хорошую прессу получила новая экранизация «Грозового перевала» Эмили Бронте в исполнении англичанки Арнольд - за нее вполне могут отметить оператора Робби Райана (Robbie Ryan), также награжденного в Венеции. «Мартовские иды» Клуни заслужили свою порцию комплиментов за мастерскую режиссуру и грандиозный актерский ансамбль, но особых восторгов не вызвали ни в Венеции, ни в Торонто, а потому рискуют повторить призовую траекторию самого успешного фильма Клуни, «Спокойной ночи и удачи» (шесть номинаций, ни одной победы). Еще прохладнее оказалась реакция на показанный на всех трех фестивалях «Опасный метод» Дэвида Кроненберга (David Cronenberg) - перспективы драмы о дружбе и соперничестве титанов психоанализа Зигмунда Фрейда и Карла Юнга сводятся теперь к номинации для сыгравшей русскую любовницу Юнга Сабину Шпильрейн Киры Найтли (Keira Knightley).
Среди актеров наибольший шум вызвали именно те, от кого этого больше всего ждали, будь то Брэд Питт в «Человеке, который изменил все», Гленн Клоуз (Glenn Close) в «Таинственном Альберте Ноббсе» или Гэри Олдман (Gary Oldman). Выдающийся актер, остающийся без единой оскаровской номинации после 30 лет блестящей карьеры, должен стать главным бенефициарием пока что безупречной репутации триллера «Шпион, выйди вон!». Англоязычный дебют шведа Томаса Альфредсона (Tomas Alfredson), режиссера «Впусти меня», имеет пока наилучшие шансы на так называемый «британский голос» - всем угождающих исторических мелодрам с английским акцентом в нынешнем оскаровском пуле, слава богу, нет.
Нет в нем, повторюсь, и явных лидеров - что, возможно, огорчило пытавшихся унюхать сенсацию экспертов, но является очень хорошей новостью для сильных фильмов, вышедших в прокат весной и летом («Древо жизни», «Полночь в Париже», «Прислуга»), и не торопящихся раскрывать свои карты мэтров - Спилберга с «Боевым конем», Иствуда с «Дж. Эдгаром» и Финчера с «Девушкой с татуировкой дракона». В конце концов, ранняя шумиха может не только помочь, но и навредить - знающий это по собственному опыту Джейсон Райтман (Jason Reitman), привозивший в Торонто с Теллурайдом и «Джуно», и «Мне бы в небо» (10 номинаций, одна победа на двоих), свой новый фильм «Молодая совершеннолетняя» решил поберечь до зимы.
| |