|
В прокат выходит «Профессионал» - боевик про ветеранов британских спецподразделений 80-х годов, с привычно реактивным Джейсоном Стэтхэмом и неожиданно усатым Клайвом Оуэном.
Бывшие спецназовцы Ее Величества делятся на два типа: одни зарабатывают прибавку к пенсии убийствами, другие тайком продолжают служить обществу. Дэнни (Джейсон Стэтхэм) относится к первым, но принимает заказы только на плохих парней, а после встречи с пасторальной блондинкой (Ивонн Страховски) и вовсе подумывает завязать и поселиться среди холмов и полей. Спайк (Клайв Оуэн) выполняет поручения тайного общества с перышком на логотипе: лупит чужих и защищает своих. Чтобы они встретились и как следует отделали друг друга, сценаристам приходится и нагородить несусветного: когда одержимый местью оманский шейх захватывает в заложники его друга (Роберт Де Ниро), Дэнни выходит на охоту сразу на четверых британских ветеранов. В оригинале боевик про людей с выдающимися усами и бакенбардами (на дворе, напомним, 80-е) называется «Элита убийц» (Killer Elite) и к «Профессиналу» с Бельмондо отношения не имеет. Впрочем, не является фильм и ремейком одноименного шпионского триллера Сэма Пекинпа про друзей, ставших по разные стороны в конфликте интересов руководителей спецслужб. Полнометражный дебют ирландца Гэри МакКендри снят по одному из бестселлеров Рэнальфа Файенса - офицера САС в отставке, который в годы службы помогал султану Омана справиться с коммунистической угрозой. А потом написал около 20 книг - в том числе и о том, как мстительный шейх убрал руками международной службы зачистки четверых британских ветеранов. Самого Файенса якобы тоже должны были убить, но нашлась защита: то самое тайное общество. Этот эпизод в экранизации также присутствует, но акцент в фильме смещается с фигуры защитника, которого играет Клайв Оуэн, на киллера с собственными принципами. Стэтхэм в роли рефлексирующего и томящегося убийцы поневоле не слишком убедителен, зато стоит ему рывком набрать привычную по «Перевозчику» и «Адреналину» скорость, как он превращается в ломовую, но эффективную метафору вневременных правил. МакКендри создает занятный эффект, помещая реактивный боевик в неброскую, но стильную реконструкцию 1980-х: тэтчеровская Британия, уже помянутые усы (плюс стеклянный глаз) Оуэна и баки второпланового убийцы-валлийца; ретрограды шпыняют панков, крутые парни делятся на тех, кто носит короткие кожаные куртки, и предпочитающих классические тренчи; есть драматический момент с «мини-купером». И посреди этой мрачноватой, но в некотором роде все же идиллии появляется человек без отличительных признаков времени: его бритая голова с равным успехом пробивает стены и в 1980-е, и в 2000-е. «Заметит опасность - бежит, если загонят в угол - рубится», - описывает противника герой Оуэна. Почти исчерпывающее описание: на подвижническую этику служителя общей справедливости бегущий человек Стэтхэма отвечает прагматичным индивидуализмом: имей верного друга, найди хорошую девушку, возьми из чемодана, сколько нужно и, если достанут, при напролом.
Автор: Владимир Лященко
| |