|
20 сентября 2011 года в Москве в большом зале кинотеатра Художественный в четвертый раз открылся Всероссийский фестиваль авторских короткометражных фильмов «Арткино». Несмотря на столь юный возраст, фестиваль успел заработать репутацию, пожалуй, самого широкого смотра коротких фильмов со всего мира, представляющего как дебютные ленты, так и работы зрелых мастеров кино.
По традиции церемония открытия началась с видео-обращения к публике известного кинематографиста. В предыдущие годы своим взглядом на короткометражное кино со зрителями делились Тонино Гуэрра, Кшиштоф Занусси и Клод Лелюш. На этот раз слово взял известный нидерландский режиссер и сценарист Йос Стеллинг. Автор «Иллюзиониста» и «Стрелочника» сравнил короткий метр в кино с блюзом в музыке. По мнению мастера, именно короткометражные картины предоставляет режиссерам неограниченную свободу, приближая кино к чистой поэзии. «Даже если короткометражные фильмы скучны, они все равно хороши, потому что коротки», - с юмором добавил Стеллинг.
Ну а порассуждать об авторском кино организаторы попросили Георгия Данелию. Легендарный режиссер стал обладателем приза за заслуги в авторском кино, ежегодно вручаемого на кинофестивале «Арткино». По состоянию здоровья Данелия не смог присутствовать в зале, также обратившись к гостям и участникам фестиваля с видео-письмом. Георгий Николаевич искренне поделился радостью, что за полвека работы в кино впервые получил приз за вклад в развитие авторского кинематографа. Режиссер признался, что, несмотря на то, что получал в жизни много призов, ему все время чего-то не хватало. «Теперь, когда меня признали автором авторского кино, я, наконец, успокоился. Я давно интересовался авторским кино, много читал об этом и пришел к выводу, что авторское кино адресовано только умным людям. А кто же тогда все остальные зрители моих фильмов?» Публика поддержала слова режиссера смехом и аплодисментами. «Авторское кино - это честное кино, идущее от сердца, - заключил Данелия. - Хорошее кино и есть авторское».
Президент фестиваля Сергей Тютин и генеральный продюсер Дмитрий Куповых отметили, что 4-й фестиваль «Арткино» посвящен категории времени. Сергей Эйзенштейн определял время как четвертое измерение в кино, а Андрей Тарковский утверждал, что кино - это и есть запечатленное время. Организаторы обратили внимание на то, что, помимо этих красивых философских слов, короткометражное кино хорошо и тем, что оно экономит время зрителя.
Затем на сцену поднялись известные продюсеры, кинодраматурги, режиссеры и операторы - члены жюри 4-го фестиваля «Арткино»: Елена Яцура, Илья Бачурин, Андрей Найденов, Денис Родимин, Владимир Грамматиков и Дмитрий Масуренков. Главное отличие нынешнего фестиваля от предыдущих в том, что впервые судьбу гран-при будет решать не фестивальное жюри, а недавно учрежденная академия короткометражного кино, в которую вошли 100 ведущих российских кинематографистов. Один из членов киноакадемии режиссер Владимир Алеников поддержал точку зрения Йоса Стеллинга, сказав, что короткометражное кино сегодня остается едва ли не единственным оплотом кинематографа, свободного от коммерции и продюсерского диктата. Режиссер отметил, что все больше признанных мастеров кино обращаются к короткому метру, расцвет которого неминуем.
После того, как, перерезав розовую ленту, Сергей Тютин и Дмитрий Куповых объявили фестиваль открытым, зрителям были представлены 3 короткометражных стереофильма - «Концерт» режиссера Александра Андриевского, «Московские этюды» Александра Мелкумова и новая работа Алексея Попогребского «Bloodrop» - дебют режиссера в короткометражном кино. В этом ряду особого внимания заслуживает картина «Концерт» - первый отечественный стереофильм, который в 1940 году посмотрели более полумиллиона зрителей. Фильм демонстрировался на вертикальном чудо-экране, позволявшем видеть объемное изображение без специальных очков. В прошлом году лента была обнаружена в архиве Госфильмофонда и восстановлена в черно-белом варианте (фильм сохранился только в виде негативов), а один отрывок даже удалось восстановить в цвете. Гости церемонии открытия «Арткино» получили редчайшую возможность посмотреть 3D - «Концерт» в том качестве, в каком его видели москвичи 70 лет назад.
| |