|
Словосочетание «портфолио школьника» уже ни у кого не вызывает смеха, многие родители ломают голову над составлением этого документа. О том, как портфолио должно выглядеть и в чем его практический смысл, «Газета.Ru» решила расспросить экспертов. Оказалось, что полной ясности с портфолио нет.
Папка, в которой собран экстракт жизни ученика, начиная нулевого класса, или даже с детского сада, все то, о чем не сказали школьные оценки и краткие характеристики, - это и есть портфолио школьника. «На сегодняшний день у нас есть ЕГЭ, есть текущие оценки, которые дают представление об успеваемости, а есть портфолио, которое нужно, чтобы раскрыть ребенка как многостороннюю личность», - поясняет вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. Несмотря на то, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году, этот документ все еще вызывает много вопросов, и разные школы относятся к нему по-разному. Где-то родителей и учеников в общем порядке буквально принуждают заводить портфолио, а где-то оставляют свободу выбора. В большинстве случаев все сводится к банальностям: в нарядную папку складываются краткая биография (или автобиография) ребенка и его похвальные грамоты. Более продвинутые родители и учителя скачивают готовые бланки из интернета. А не так давно портфолио для школы появились в книжных магазинах, торгующих учебными пособиями. Примерно за 100 рублей можно купить готовый шаблон, и некоторые школы пошли именно по этому пути, родителям сообщают название издательства, фамилию автора, и все ученики создают портфолио одинакового образца. Однако есть версия портфолио, одобренная Минобрнауки, которую разрабатывала специальная группа экспертов в области образования: «Рекомендации по построению различных моделей и использованию "портфолио" учащихся основной и полной средней школы» (документ в целях ознакомления без труда можно по соответствующему запросу найти в сети). «Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь портфолио - это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», - поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования ГУ-ВШЭ Марина Пинская, которая являлась членом группы разработчиков. Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию. На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится. «Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа - плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, - говорит Виктор Болотов. - Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем». Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении. Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и, особенно, из одной школы - в другую. «К примеру, из "портфолио дошкольника" видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», - поясняет Марина Пинская. Теоретически, этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах СЩА, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ). Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны. «Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», - считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», - объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу. «Но таких школ, где портфолио прописано в уставе - единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», - уверяет Пименов. В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация, тем не менее, настаивает на составлении портфолио, ее требования являются незаконными. «Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», - советует Александр Пименов.
Автор: Наталья Зиганшина
| |