|
«Давайте просто вернем государственные деньги на государственную студию. Точка», - так прокомментировал известный кинорежиссер Владимир Бортко споры по поводу судьбы «Ленфильма». В интервью газете ВЗГЛЯД мэтр также посетовал на то, что в России сложно снимать рентабельное коммерческое кино.
Судьба легендарного «Ленфильма» вновь оказалось в центре внимания. Новый губернатор Петербурга Георгий Полтавченко попросил федеральное правительство передать киностудию в ведение города. Решение обратиться с подобным ходатайство в Москву было принято накануне - после посещения «Ленфильма» вице-губернатором Петербурга Василием Кичеджи и председателем комитета по культуре города Антоном Губанковым. На сегодня такое решение - по сути единственная альтернатива передаче студии в частные руки, против которой выступают такие мэтры, как Александр Сокуров и Алексей Герман-старший.
Напомним, знаменитые кинорежиссеры обратились к премьер-министру Владимиру Путину с открытым письмом, в котором просили его воспрепятствовать продаже «Ленфильма» структурам миллиардера, основного владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова. По мнению Германа и Сокурова, «поглощение "Ленфильма" гигантом, который в любом случае будет ориентирован только на коммерческую телевизионную продукцию, приведет к необратимым последствиям в кинематографической географии России».
Однако в Минкульте до сих пор отвечали, что опасения творцов безосновательны, а новая киностудия будет не частной, а частно-государственной: «Мы очень благодарны всем инвесторам, которые готовы нам помогать выполнять эту государственную задачу», - рассказывала замминистра Екатерина Чуковская.
Позже появились сообщения, что Сокуров вновь обсудит судьбу киностудии с премьер-министром Путиным.
А на днях открытое письмо главе российского правительства написал и Алексей Герман-младший: «Уважаемый Владимир Владимирович, я обращаюсь к Вам с просьбой о помощи и защите работников культуры от преследующего исключительно свои интересы крупного бизнеса, преувеличивающего реальную эффективность собственных вложений и сознательно рисующего ложные картины прекрасного будущего "Ленфильма", картины, которые не имеют никакого отношения к реальности», - отмечал он.
Незадолго до этих событий в Петербурге прошел круглый стол, посвященный состоянию современного кинематографа. Уже на нем заходила речь о «Ленфильме». В частности, знаменитый кинорежиссер Владимир Бортко («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Идиот», «Тарас Бульба») согласился с коллегами Германом и Сокуровым. По его словам, легендарной студии объективно нужны средства на модернизацию, но дать их должно государство, а не частное лицо. «Понятно, что "Ленфильм" разрушается. Потому что там сейчас почти ничего не снимается. "Ленфильму" нужно полное обновление», - признал Бортко и напомнил, что на студии есть проблемы и со светом, и со звуком и много с чем еще. Выход из этой ситуации Бортко видит в одном: «Давайте просто вернем государственные деньги на государственную студию. Точка», - сказал он.
По завершении круглого стола газета ВЗГЛЯД задала кинорежиссеру еще несколько вопросов.
ВЗГЛЯД: Владимир Владимирович, Герман и Сокуров не предлагали вам присоединиться к ним, поставить свою подпись под открытым письмом?
Владимир Бортко: Предлагали, наверное... В принципе, я поддерживаю все это. Но подписей не ставил. Мы как-то каждый занимаемся своим делом, они - одним, я - другим.
ВЗГЛЯД: А чем конкретно вы сейчас занимаетесь? Что снимаете?
В.Б.: Картину «Сталин». Точнее, еще не снимаю, пока только пишу сценарий. Планируется полнометражный художественный фильм. Но больше пока ничего не могу сказать. Вы понимаете, со «Сталиным» все непросто - захотят это делать или не захотят, будут давать деньги или не будут и т.д.
ВЗГЛЯД: Раз уж вы заговорили о деньгах, скажите, можно ли в России в принципе снимать рентабельное кино?
В.Б.: Конечно. Почему нет? У нас есть «Любовь-морковь»... Что там еще? «Самый лучший фильм»... То есть, для этого должны быть фильмы соответствующего уровня и дешевые. Фильм в нашей стране может окупиться, только если он стоит не более 2 миллионов долларов.
Вот я получил 17 миллионов - то есть, не я получил, а наш фильм «Тарас Бульба» собрал. Но он стоил 15. Казалось бы - плюс 2 миллиона? Я уже думал - мы вернем свои деньги. Но нет, там же надо еще с прокатчиками делиться... И мы все равно остаемся в минусе.
ВЗГЛЯД: Ваш последний проект «Петр Первый. Завещание» тоже не окупился?
В.Б.: «Петр» и не должен так окупаться. Это же телевизионная продукция. У него были хорошие рейтинги. С телевидением в этом смысле все как раз в порядке.
ВЗГЛЯД: Какая последняя российская картина вас, скажем так, «зацепила»?
В.Б.: Не знаю... «Петр Первый».
ВЗГЛЯД: Ваши коллеги озвучивают мнение о том, что стране необходимо построить как можно больше кинотеатров (в частности оно звучало и на форуме «Кино России 2020») и тогда ситуация с отечественным кино, которое находится сейчас не в лучшем состоянии, поменяется?
В.Б.: Я не специалист в прокате. Но, во всяком случае, это логично - чем больше кинотеатров, тем больше вероятность, что люди посмотрят в них что-то. Но ситуацию только этим не изменить. Почему в Америке так хорошо обстоят дела с кино? Одна из основных причин среди прочих заключается в том, что у них это национальный вид искусства. А у нас - нет... Вы когда в последний раз ходили в кино?
ВЗГЛЯД: Как вы относитесь к 3D и прочим современным технологиям в кинематографе? Будущее за ними?
В.Б.: 3D у нас уже было, еще в 1950-е годы. Это называлось стереокино. Но потом как-то не прижилось. Если сейчас приживется, ну что же, пусть будет.
ВЗГЛЯД: Ваши коллеги недавно спорили о том, кто сейчас больше нужен российскому кинематографу: творцы или «ремесленники». Каково ваше мнение по этому вопросу?
В.Б.: А это не имеет значения, не нужно разделять. Актера учат играть, певца учат петь. Это просто способ что-то рассказать. Это как знание математики и только. Дважды два - будет четыре, а не восемь. Кино - такая же профессия, как и все остальные. Ее просто нужно знать, каким бы талантливым ты не был.
| |