|
В Таллиннском заливе планируется построить подводный музей, где будут собраны «сокровища», найденные под водой, например, якоря и пушки. Заплатив за билет и погрузившись в подводное царство, можно будет полюбоваться на экспонаты будущего музея.
«Даже в прибрежных водах Таллинна на дне залива находится более ста очень интересных объектов, - сказал член правления MTÜ Puhas Meri Руслан Фиранчук. - Мы хотим собрать все экспонаты, поскольку если этого вовремя не сделать, то они могут пропасть». По словам Фиранчука, можно было бы создать музей и склад одновременно. «Под водой мы соберем такие ценные предметы, как якоря, пушки, ядра, останки кораблей, и увидеть их можно будет только погрузившись под воду. Мы не можем поднять останки судов на поверхность - это не разрешено, а ведь в наших водах лежат, например, такие два якоря, которых больше нигде нет», - сообщил он. Сложная затея
Франчук отметил, что воплощение идеи будущего музея в жизнь зависит от того, как быстро удастся найти деньги. Сейчас большие надежды возлагаются на финансирование со стороны Евросоюза, поскольку Морской музей мог бы стать частью более крупного проекта, в рамках которого проходит очистка морского дна. «Было бы бессмысленно утилизировать все находки с морского дна. Гораздо разумнее собрать часть предметов в одном месте», - пояснил Франчук необходимость создания музея. Пока он затрудняется сказать, где именно следовало бы организовать музей, поскольку выбор места будет зависеть от официальных ведомств. В идеале музей можно было бы сделать возле останков какого-либо судна. Например, возле Пальяссааре на дне моря находятся три буксира, а в Коплиском заливе - еще два судна. Помимо бюрократических препон, процесс создания музея сложен и требует проведения дополнительных исследований. «Так, например, мы не можем вытаскивать объекты из воды, потому что если предмет соприкасается с воздухом, то он очень быстро начинает разрушаться. Доставать их следует под водой», - рассказал Франчук о сложности затеи. «Дело находится только в начальной стадии и требует более детального обдумывания», - прокомментировал идею директор Эстонского морского музея Урмас Дрезен. На прошлой неделе состоялась встреча заинтересованных групп, однако осталось неясным, кто и что точно будет делать. «Сейчас процесс находится в стадии "мозгового штурма", поскольку у участников дела пока нет денег, - сказал Дрезен. - Но в мире нечто подобное уже существует. Интерес, возможно, имеется, но чтобы сделать объект притягательным для туристов... Я был бы осторожным». По словам Дрезена, Морской музей не может помочь финансами в осуществлении данной затеи, но дать определенные рекомендации и помочь кадрами - всенепременно. Советник по вопросам памятников Департамента охраны памятников старины Майли Ройо сообщила, что идея создания подводного музея сама по себе интересна и могла бы осуществиться, если к делу подойти без спешки и обдуманно. «Создание подводных парков - растущая тенденция в мире, а погружение к объектам становится способом проведения досуга для людей», - сказала она. При этом Ройо указала на опасности, которые могут подстерегать организаторов, если не провести необходимые исследования и не оценить возможное влияние на окружающую среду при выборе месторасположения музея. «Следует выяснить, сколько дней в году можно было бы посещать парк, какова видимость и прочие гарантированные условия на месте погружения, а также количество посетителей за год», - перечислила Майли Ройо. «Перенос предметов или более крупных объектов из их первоначального месторасположения в другое обоснован только в тех случаях, когда их сохранность в первоначальном месте находится под угрозой или если их перенос необходим для проведения научных исследований», - прокомментировала советник по вопросам памятников. Ройо добавила, что для создания музея предварительно следует организовать подводные археологические исследования на территории планируемого парка, а расположение всех экспонатов будущего музея надо предварительно согласовать с Департаментом охраны памятников старины. Плотное движение судов
«Перемещение каждого якоря или другого предмета должно быть обоснованно, и обоснованием не должно служить стремление увеличить количество экспонатов музея, а прежде всего безопасность их сохранности на месте», - сказала она. «С учетом обстоятельства, что сбор объектов в одном месте можно осуществлять только в том случае, если им угрожает опасность уничтожения, то с точки зрения Департамента охраны памятников старины при создании музея было бы возможно иметь в виду расположенные в Старом порту в Таллинне останки старых судов», - предложила Ройо объекты, которые можно было бы экспонировать в заливе. По ее словам, сохранить эти экспонаты в их первоначальном месте в долгосрочной перспективе было бы невозможно в связи с плотным движением судов в заливе.
| |