|
Фестиваль анимационных фильмов «Крок» отправился в очередной круиз на теплоходе «Принцесса Днепра» по маршруту Киев-Запорожье-Севастополь-Одесса. Из 800 представленных на конкурс работ были отобраны 130 фильмов из 37 стран мира, в том числе - из Украины.
Плавучий фестиваль «Крок» успел стать одним из самых престижных форумов мировой анимации, в конкурсную программу которого мечтают попасть не только молодые мультипликаторы (раз в четыре года «Крок» полностью отдает свою площадку под творчество студентов), но и зрелые мастера. Нынешний фестиваль выдался феноменально богатым на юбилеи: в его рамках намечены ретроспективы почетного президента фестиваля, создателя «Ежика в тумане» Юрия Норштейна, автора шедеврального «Жил-был пес» Эдуарда Назарова и целого «Союзмультфильма», который нынче празднует 75-летие. Галерею юбиляров дополнят показы, посвященные 90-летию Романа Качанова (создатель мультсериала про Чебурашку и Крокодила Гену) и 100-летию со дня рождения одной из основоположниц украинской анимации Ирины Гурвич.
Сам факт существования «Крока» - явление на грани фантастики. Начиная с государственного финансирования (это единственный фестиваль в СНГ, который на паритетных началах поддерживают министерства культуры Украины и России), заканчивая такой нынче роскошью, как бесплатные просмотры программы для простых зрителей. Исключительно благополучная творческая биография фестиваля тем более удивительна, что состоялась она на фоне полной стагнации отечественной анимации. Скудные суммы, выделяемые из бюджета на поддержание отрасли, покрывают производство максимум одной-двух короткометражек, создаваемых по допотопным технологиям. А независимые студии не могут позволить себе такое дорогостоящее производство, каким является конкурентоспособная анимация, способная не только окупить бюджеты, но и принести доход. При этом даже то немногое, что создается-таки на бюджетные деньги, до зрителя не доходит, ограничиваясь фестивалями и торрентами. Для коммерческих же телеканалов покупать такой продукт дорого и неформатно.
При всем неблагополучии ситуации отечественные аниматоры все-таки исхитряются находить пути для реализации своих творческих проектов. Безусловным лидером в этом нелегком деле является студия пластилиновой анимации «Пилот» под руководством Степана Коваля. Сейчас там работают над аналогом российской «Горы Самоцветов» - анимационным сериалом «Наша страна - Украина». Пять работ, созданных учениками Коваля в рамках этого проекта, попали в конкурсную программу «Крока». Свои работы на фестивале представят и молодой режиссер Анатолий Лавренишин, который давно сотрудничает с западными анимационными студиями, и Александр Шмыгун, чуть ли не первым в Украине начавший работать с 3D (правда, пока все больше для компьютерных игр и рекламы).
Все эти и не только проблемы будут обсуждаться в процессе круглых столов. Специальным гостем «Крока» станет продюсер Макс Ховард, создатель многочисленных мультфильмов студии Disney. На его мастер-классах смогут побывать жители Киева, Запорожья, Севастополя и Одессы. А вот с программой фестиваля киевлянам придется подождать до января, когда в столице пройдет «Эхо "Крока"», в рамках которого покажут фильмы конкурсной программы.
Анастасия Гайшенец
| |