|
Москва. 26 сентября. FINMARKET.RU - Пробуждение политической жизни в России в преддверии парламентских и президентских выборов было легко прогнозируемо и, в общем, неизбежно. Однако мало кто ожидал, что оно будет столь активным.
Размявшись на истории с «Правым делом», большая политика вторглась в святая святых - правительство и Кремль. И если вопрос о будущем кандидате в президенты рано или поздно должен был быть снят - здесь сюрпризом оказались только сроки, то столкновение титанов «Медведев - Кудрин», закончившееся молниеносной отставкой министра, на скудном такого рода историями российском политическом олимпе произвело эффект разорвавшейся бомбы.
Не хочу!
Первым шокировал общественность Алексей Кудрин. В принципе, если уж кто и мог выступить в роли возмутителя спокойствия, так это именно министр финансов. Только он из нынешнего российского руководства позволял себе публично пикироваться с «Единой Россией». Только он позволял себе иронию в адрес действующего президента (еще не стерлось из памяти его обещание «записаться на прием» к Дмитрию Медведеву, чтобы понять - как можно одновременно обещать оборонке 20 трлн рублей и призывать жить по средствам).
Впрочем, негласных границ дозволенного Кудрин никогда не переходил, ну а то, что для вице-премьера эти границы чуть шире, чем для остальных, никого не удивляло - с учетом некоторых фактов его биографии.
В субботу на съезде «Единой России» тандем рассказал о предстоящей рокировке. Сложно было себе представить, что такую новость можно в обозримом будущем затмить. Тем поразительнее легкость, с которой это удалось сделать Кудрину.
Общаясь с журналистами в Вашингтоне, министр сделал категоричное заявление, гражданской смелости которого может позавидовать и парламентская оппозиция.
«Я не вижу себя в новом правительстве», - сказал он. «Дело не только в том, что мне никто и не предлагал, но я думаю, что те разногласия, которые у меня есть, они не позволяют мне идти в это правительство», - заявил Кудрин, комментируя свое возможное участие в кабинете министров в случае назначения премьером Медведева.
«Просто я думаю, что сегодня такой вариант нужно будет исключить. Дело в том, что, как я сказал, никто это и не предлагал, но я для себя такой вариант не рассматриваю», - отметил Кудрин. «Я, безусловно, откажусь (если последует предложение войти в правительство - ИФ). У меня есть ряд разногласий с Медведевым по экономической политике, они, прежде всего, касаются существенных расходов на военные цели», - подчеркнул вице-премьер.
И не надо!
Было бы наивным предполагать, что эти слова Кудрина президент оставит без ответа. Ведь даже не слишком вежливое обращение министра к одному из собеседников на заседании Госсовета два года повлекло неожиданно жесткую - для мероприятия, транслировавшегося по телевидению - отповедь Медведева. Новый диалог президента и вице-премьера не заставил себя долго ждать, правда, на этот раз понаблюдать за ним вживую смогли лишь участники заседания президентской комиссии по модернизации, состоявшегося в понедельник в Димитровграде.
Пройдясь во вступительном слове по основной повестке заседания, президент повел речь «о дисциплине в правительстве Российской Федерации». Эта формулировка, прозвучавшая как название нового указа или федерального закона, отсылала, разумеется, к вашингтонскому выступлению Кудрина.
«Все знают, что мы вступили в избирательную кампанию, - это сложное испытание и для государственной системы, и для отдельных людей. Я так полагаю, что это влияет и на нервную систему, видимо, с этим связан и целый ряд заявлений, которые прозвучали в последнее время как в нашей стране, так и за границей, например, в США. У нас вообще есть целая категория граждан, которые для того, чтобы сделать важное заявление, почему-то отправляются за океан. Вот Алексей Леонидович Кудрин, который здесь присутствует, сообщил радостную весть о том, что он не планирует работать в новом правительстве и о том, что у него есть практические серьезные расхождения с действующим президентом, в частности, по вопросам расходов, включая военные расходы», - констатировал Медведев.
«В этой связи я хотел бы заметить несколько вещей. Во-первых, никакого нового правительства нет, и никто никаких приглашений никому не раздавал, но есть старое правительство, которое сформировано мною как президентом, мне подотчетно и будет действовать в рамках моих конституционных полномочий. Это правительство проводит курс президента, и под всеми ключевыми решениями стоят подписи руководства правительства, включая, конечно, и подпись министра финансов, по вопросам финансово-бюджетной политики, да и вообще по самому широкому кругу вопросов, в том числе, конечно, и по расходам на вооружение», - продолжил президент.
«У Алексея Леонидовича, я так понимаю, была возможность заявить свою позицию и раньше и принять для себя решение о своем политическом будущем, кстати, и присоединиться даже к правым силам. Звали, что называется, но Алексей Леонидович отказался, видимо, по каким-то другим соображениям. Тем не менее, хотел бы сказать, что такого рода заявления, сделанные в США, выглядят неприлично и не могут быть ничем оправданы. Дисциплину и субординацию в правительстве никто не отменял. Если, Алексей Леонидович, вы не согласны с курсом президента, а правительство проводит президентский курс, у вас есть только один выход, и вы знаете, какой - подать в отставку», - заявил Медведев и сразу обратился к Кудрину с соответствующим предложением.
«Ответить, естественно, нужно прямо здесь и сейчас. Будете писать заявление?», - спросил президент.
Но не тут-то было. Моментального ответа глава государства не дождался. «Дмитрий Анатольевич, у меня действительно есть с вами разногласия, но я приму решение в связи с вашим предложением, посоветовавшись с премьер-министром», - мягко обозначил иерархические приоритеты Кудрин.
«Вы можете посоветоваться с кем угодно, и с премьер-министром, но пока я президент, такие решения я принимаю сам», - напомнил Медведев.
«Сейчас вы предложили мне принять решение. Я свое решение сказал», - ответил министр.
«Я еще раз повторяю, вам нужно будет определиться, и очень быстро», - сказал Медведев.
Впрочем, своей последней фразой он, казалось бы, сохранил интригу в этом конфликте. «И сегодня дать мне ответ: или же вы исходите из того, что разногласия, которые вы называете таковыми, не существуют, и тогда вам придется дать по этому поводу комментарий. Если же эти разногласия существуют, о чем вы только что сказали, я другого выхода не вижу, хотя мне, конечно, будет неприятно сделать то, о чем я сказал», - заявил президент.
You are fired!
Анонсированная Медведевым развязка была скоротечной. День еще не закончился, а Россия уже осталась без министра финансов.
Практически одновременно об этом сообщили сам Кудрин и пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова. Отвечая на вопрос «Интерфакса» о том, принял ли он решение по вопросу об отставке, Кудрин ответил: «Да». На уточняющий вопрос о том, каково его решение, уже бывший министр с улыбкой ответил: «Об отставке».
«Сам министр финансов заявления (об отставке) не подавал. Президент подписал указ в соответствии с действующей процедурой по представлению премьер-министра», - заявила «Интерфаксу» Наталья Тимакова.
Российский фондовый рынок к тому времени уже закрылся, но на дневные новости о недвусмысленной позиции президента отреагировать успел - легкой грустью. Которая, впрочем, не помешала коррекционному отскоку вверх вслед за Европой после обвального падения предыдущих дней.
| |