|
Глава РПЦ отменяет визит в пророссийское Приднестровье, где Москва неуклюже пытается сменить президента, и вместо этого едет в прорумынский Кишинев. Тем временем Молдова, где к власти может вернуться жесткий националист Воронин, под шумок переговоров усиливает военные посты на границе ПМР.
22 сентября в Москве прошла встреча в формате «5+2», касающаяся урегулирования молдавско-приднестровских отношений. Сообщается, что стороны решили возобновить официальные переговоры, прерванные в 2006 году. Однако интересы участников формата «5+2» как были, так и остались противоположными. Мало того, ситуация на Днестре обостряется.
Первым откликнулось на ход встречи правительство Молдовы, назвавшее официальное возобновление «переговоров» «общей победой» всех участников. А вечером того же дня выступил с заявлением МИД ПМР, назвавший встречу не переговорами, а «консультациями». При этом в Тирасполе подчеркнули, что повестку дня следующих «консультаций» еще только предстоит сформулировать.
Глава МИД Владимир Ястребчак выразил признательность Российской Федерации, Украине и ОБСЕ за «высокий уровень внимания и заинтересованность в достижении справедливого урегулирования молдо-приднестровских отношений мирными политическими средствами». О позиции наблюдателей из США и ЕС не было сказано ни слова. В пятницу 23 сентября российская «Независимая Газета» со ссылкой на Ястребчака сообщила, что приднестровцы отказались подписать некий план, предложенный ЕС и США.
Между тем, московской встрече сопутствовали два важных события. 21 сентября вечером премьер-министр РМ Филат совершил блиц-визит в Румынию, где встретился с президентом страны Траяном Бэсеску и премьером Эмилем Боком. 22 сентября, когда в Москве шла встреча в формате «5+2», в Тирасполе прошла встреча президента ПМР Игоря Смирнова с российским послом Валерием Кузьминым. В тот же день в газете «Коммерсант-Украина» вышло интервью молдавского премьера, согласно которому Россия должна «немедленно» вывести из Приднестровья своих миротворцев.
Как известно, у Тирасполя противоположный подход, и после известия о скором размещении в Румынии ракет ПРО США он вряд ли он изменится. 26 сентября Ястребчак заявил: «Я могу подтвердить то, что уже озвучил глава приднестровского государства Игорь Смирнов - если Россия направит обращение в адрес Тирасполя, мы готовы оказать максимальное содействие в усилении фактора военно-политического присутствия Российской Федерации в ПМР».
Дипломатические разногласия вызвали немедленное эхо в Зоне безопасности, где 19 лет назад гремели бои. Так, приднестровская делегация в Объединенной контрольной комиссии обеспокоена появлением в Зоне безопасности новых постов силовых структур Молдавии и началом несогласованного с приднестровской стороной строительства новой дороги. Дорога, по мнению приднестровской стороны, может использоваться, как в мирных, так и в военных целях.
26 сентября различие в подходах к итогам встречи между Кишиневом и Тирасполем достигло апогея. Если все предыдущие дни РМ заявляла, что встреча в Москве открывает дорогу переговорам по «реинтеграции страны», то глава МИДа ПМР, напротив, сказал, что «переговорный процесс в целом ведется на разных уровнях, с форматом 5+2 он соотносится как целое и частное. Пока говорить о том, что мы запустили полноценный переговорный процесс несколько преждевременно. Запущен важный, но только один из его механизмов».
На следующей встрече в формате «5+2» Тирасполь о реинтеграции говорить не будет, но, по словам Ястребчака, «предложит к обсуждению экономические вопросы, вопрос механизма гарантий, принципов и механизмов работы формата 5+2, обеспечения прав приднестровских граждан». Таким образом, стороны возвращаются к тому, с чего начали.
Министр полагает, что «следующая встреча в формате "5+2" может пройти в Вильнюсе, во всяком случае, последовало предложение со стороны литовской стороны. Дата пока не назначена. На ее назначение могут повлиять различные факторы, например, внутриполитические события в ПМР, РМ».
Внутриполитические события - это выборы.
В Молдове, где правящий прорумынский Альянс и «коммунистическая» оппозиция третий год не могут выбрать президента, все ближе досрочные парламентские выборы и все вероятнее возвращение к власти экс-президента Владимира Воронина. Который занимает еще более радикальную антироссийскую позицию, чем сами власти.
В Приднестровье на выборах президента Кремль продвигает спикера парламента Каминского - соперника действующего главы государства Смирнова. Продвигает настолько грубо и бесцеремонно, что дошло даже до отмены ранее объявленного визита патриарха всея Руси в ПМР.
Патриарх Кирилл должен был посетить не только ПМР, но также Гагаузию и север Молдовы. Все эти регионы объединяет пророссийский настрой и отторжение прорумынского национализма Кишинева. Теперь ни в один из этих регионов патриарх - живой символ духовного единства осколков некогда огромной державы - не едет. Зато из сообщения Молдавской Митрополии следует, что Кирилл намерен встретиться с руководством Молдовы.
Думается, власти Молдовы сознательно изолируют Патриарха от общения с пророссийской паствой. Безусловно, приезд Кирилла в ПМР был бы подан приднестровской пропагандой как визит Патриарха всея Руси в независимое государство. А посещение Комрата и севера РМ придало бы силы противникам правящего в Молдове «Альянса за европейскую интеграцию», проводящего сближение с Румынией.
Однако позиция, самого Предстоятеля Русской Православной Церкви вызывает недоумение.
Патриарх Кирилл едет беседовать с теми, кто готов провести в ноябре совместное заседание правительств Молдовы и Румынии; кто решил отключить молдавскую энергетическую систему от украинской и подключить ее к румынской; кто гонит русский язык из кинопроката и с телевидения; кто требует немедленно вывести с берегов Днестра российских миротворцев и бывшую 14-ю армию. Но он не едет к тем, кто отстаивает большее, чем сейчас, присутствие России в бывшей Советской Молдавии - экономическое, военное, политическое, культурное и духовное.
Но дело не только в выборах президента ПМР. Все гораздо хуже. Речь идет об уже 20-летней линии поведения Москвы. Под ее мантры о «территориальной целостности» той или иной союзной республики последняя планомерно отдаляется от России и использует официальную позицию Москвы для подавления пророссийских сил. А Россия, стремясь понравиться внешним партнерам вместо отстаивания своих национальных интересов, постоянно оказывается в проигрыше. Как будет сейчас - посмотрим.
Андрей Сафонов
| |