|
Депутаты Мосгордумы приняли законопроект, исключающий аэропорт Шереметьево из состава столицы. При этом она получает под строительство Люберецкие поля. Внесение изменений в соответствующие документы окончательно обрисовало новую Москву, облик которой сформировался летом. Но по мнению экспертов, город расширяется нетрадиционным для него способом: создается своего рода опричнина.
В среду на заседании Мосгордумы были приняты изменения в законы «О территориальном делении Москвы» от 1995 года и «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в Москве» от 2003 года.
Согласно внесенным в документы поправкам, Подмосковье получает территорию аэропорта Шереметьево, а взамен отдает Люберецкие поля аэрации, сообщает «Интерфакс». Отметим, что исключение Шереметьево из столичных территорий было предусмотрено еще в проекте закона «О внесении изменений в статьях 2 и 4 закона города Москвы от 5 июля 1995 года "О территориальном делении города Москвы".
Нынешняя инициатива призвана реализовать на региональном уровне соглашение между столицей и областью об уточнении границ, подписанное мэром Москвы Сергеем Собяниным и губернатором Московской области Борисом Громовым в июле 2011 года. В рамках соглашения решены, в том числе, задачи по передаче городу территории в районе Люберецких полей, которые должны войти в состав Некрасовки, сообщает РИА "Новости".
Член комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Иван Новицкий рассказал изданию "Московские новости", что считает такой обмен "разумным компромиссом". По словам Новицкого, передача Шереметьево области логична, так как территория аэропорта располагается в Подмосковье.
Между тем воздушный порт по-прежнему остается в федеральной собственности, а Москва не снимает с себя обязанностей по развитию инфраструктуры вокруг него - в частности, строительству дорог, подводящих к Шереметьево. Чиновники уверяют, что »смена прописки" не скажется ни на работе аэропорта, ни на его пассажирах.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в начале июля этого года президент Дмитрий Медведев предложил расширить границы Москвы, создав «столичный федеральный округ». На новую территорию предполагалось перевести федеральные органы власти. Сначала площадь города планировалось увеличить в 2,4 раза (на 144 тыс. гектаров) за счет территорий, ограниченных Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом МЖД.
Позднее границы города решено было увеличить еще на 16 тыс. гектаров - до 160 тыс. гектаров, выйдя на границу с Калужской областью и существенно расширив сильно зауженный перешеек у МКАД, в частности, включив в границы Москвы Щербинку и Троицк.
В интервью газете ВЗГЛЯД историк-москвовед Рустам Рахматуллин заявил, что в данном случае не играет никакой роли, кому какая территория будет принадлежать. По его словам, само расширение Москвы идет «нетрадиционным путем и может привести к трагическим последствиям».
«Власти нас, конечно, уверяют, что расширение делается ради Москвы и москвичей, что такая инициатива обусловлена желанием разгрузить столицу от машин, чиновников, строительства, для защиты от вандализма, спасения старого города. Насколько можно понять из того, что говорят представители власти, речь идет именно о том, чтобы вынести власть на вторую территорию.
На мой взгляд, эти действия вредны и опасны. Не должен возникать город против города. Но по сути получается, что власти создают своего рода опричнину. Дело в том, что они планируют перенести всю власть в периферию, а это означает, что возникнет »второй Кремль", который обязательно вступит в конфликт с "первым", - отметил Рахматуллин.
В подтверждение своих слов москвовед привел исторические примеры, того, чем может обернуться такое расширение столицы: «Все это возвращает нас к опыту грозненской опричнины, "петровской Яузы", тушинского лагеря Лже-Дмитрия второго, Никоновскому новому Иерусалиму и Белому дому 1991-1993 годов, а также лужковскому Москва-Сити. Все это по своей сути опричнина. Опричнина возникает тогда, когда появляется второй город, в который переносится или переходит власть. Все перечисленное имеет отрицательную коннотацию. Во всех этих случаях возникало электричество между двумя полюсами», - отметил историк.
По мнению москвоведа, «двоецентрие ни в коем случае создавать нельзя. Нужен полицентризм - проектирование периферийных узлов, центров вокруг главного». "В сущности, полицентризм - форма равностороннего традиционного расширения Москвы. Столица расширялась по всем радиусам и охватывала разные территории кольцами, но при этом периферийные центры были слабыми, либо совсем отсутствовали. В Москве может быть только один господствующий центр - Кремль", - заключил он.
| |