|
Главный тренер «Волгаря-Газпрома» уверил, что готов сделать все, чтобы его новая команда выигрывала.
Хазрет Дышеков принял «Волгарь-Газпром» в трудное для команды время. Новому главному тренеру, хорошо знакомому астраханским болельщикам, фактически предстоит исполнить роль антикризисного менеджера. В интервью официальному сайту клуба наставник рассказал о перспективах команды и поведал историю своей футбольной карьеры.
- Хазрет Жангериевич, с чего для вас начался футбол? - С улицы, со двора. Отец, мать не принимали участия - я сам пошел в детскую спортивную школу родного города Терек, в Кабардино-Балкарии. В школе оказался на первых ролях. Был лидером команды, играл в нападении, много забивал, развивал хорошую скорость. Тогда мне было лет 12-13. Затем меня заметили тренеры из Нальчика и пригласили в республиканскую школу. Мать не хотела отпускать, но тренеры настояли. В той школе все было уже серьезнее. В итоге примерно два года занимался в Нальчике.
А на детско-юношеском турнире в Анапе в 1982 году меня пригласили перейти в «Спартак-Армавир». Это была уже серьезная команда, которая в том году стала чемпионом края. Потом нежданно-негаданно попал в армию. Вроде должен был отслужить в Армавире, но пришлось два года провести вдалеке от тех мест.
- В армии была возможность заниматься любимым делом? - По большому счету, в хороший футбол играть не приходилось. Но любую минутку использовал, чтобы где-нибудь поучаствовать.
- Вернулись уже не в Армавир, а в Терек? - Да. Начал потихонечку восстанавливать форму, играть в первенстве Кабардино-Балкарии. На очередной игре присутствовал Арсен Найденов, тренировавший тогда новороссийский «Цемент». Арсен Юрьевич сразу меня пригласил. Буквально на следующий день я сел с командой в автобус и поехал в Новороссийск.
- И это было начало серьезной профессиональной карьеры... - Шел 1986 год, «Цемент» тогда выступал во второй лиге первенства РСФСР. Почти десять лет, с 1986 по 1995 год я провел в этой команде, никуда не уходил. Вышел с ней вместе в премьер-лигу.
- Гордитесь тем, что были и остаетесь лучшим бомбардиром «Черноморца»? - Конечно, это приятно. Хотя определенную роль сыграло то, что я никуда не уходил. Поступали предложения перейти - но в то время меня все устраивало в Новороссийске. Были и еще люди, которые много забивали. И Сергей Бурдин, и Виктор Панченко, который в какой-то сезон стал лучшим бомбардиром страны - но уже в составе «КАМАЗа». Если бы они играли долго - может, и обогнали бы меня по забитым мячам.
- Что для вас было самым значительным за время карьеры полевого игрока в составе «Черноморца»? - В кубковых играх в Советском Союзе встречались с минским «Динамо», за который выступали игроки советской сборной. Рядом с нами бок о бок работали мастера высшей лиги Союза. Мы чему-то учились, старались равняться на них, потому что это были не только мастера своего дела, но и очень порядочные люди. Константин Ледовских, Виктор Панченко, Евгений Титов.
- Как вы пришли на место главного тренера «Черноморца»? - Когда закончил играть в футбол, мне предложили работать в детской школе. Занимался с самыми маленькими, восьмилетними, сам ходил по школам и собирал их. Работал и с выпускниками. А потом возвали тренировать дубль. Несколько лет был главным тренером «молодежки». Затем стал помощником тренера в основной команде - у Сергея Андреева, Анатолия Байдачного, Валерия Нененко. В 2002-м после 7-го тура, когда Нененко ушел, до конца сезона исполнял обязанности главного тренера.
- Новороссийск стал вашей родиной? Вы прожили там большую часть жизни. - Да. Но родину историческую, Терек, навещаю. У меня там осталась мать.
- Кроме «Черноморца» вы много где еще работали, в том числе в команде премьер-лиги. Там легче? - Там уровень футболистов совсем другой. Легче? Это было давно, сейчас сложно сравнить. Хотя легко, когда ты исполняющий обязанности - есть понимание, что все временно. Труднее, когда ты главный тренер и на тебе полная ответственность.
- Как вы впервые пришли в «Волгарь-Газпром»? - Тогда был неоднозначный период. Поступило предложение из Оренбурга, и я собирался туда. Но из Астрахани позвонил Борис Константинович Башкин, пригласил приехать. На стадионе мы встретились с губернатором Анатолием Петровичем Гужвиным. Он дал понять, что если только захочу, останусь главным тренером. Так и вышло. Подписали контракт на три сезона.
Считаю, что мы в итоге неплохо поработали. Команда заняла второе место в зоне «Юг» второго дивизиона. «Динамо-Ставрополь» отказалось переходить в первую лигу, и прошли мы. На следующий год заняли 14-е место. Через год - 11-е. То есть потихонечку шли вперед. Состав был хороший. Если бы осталась та команда 2006 года, могли бы многого добиться.
- Вы ушли из команды в 2007 году, потому что закончился ваш трехлетний контракт? Или вы продлили бы его, если бы не известные обстоятельства? - Мы до конца верили, что еще удастся сохранить команду в первом дивизионе, уговаривали ребят. Кто-то ушел сразу, кто-то остался. Слава богу, потом футболистов успели через друзей, знакомых устроить в другие клубы. А если бы они остались без работы - представляете?.. Что касается меня - конечно, я понимал, что сразу работу не найду.
- И тогда вы вернулись в Новороссийск. - Я всегда возвращался туда, где мой дом и семья - а они в Новороссийске. В 2007 году получилось много времени провести с близкими.
- Но и в «Черноморце» вас наверняка были рады видеть. - В 2009 году мне удалось поработать в «Волге». Однако в декабре в Черноморце" генеральным директором стал мой давний товарищ Виталий Бут. Поэтому, как только я приехал из Нижнего Новгорода, мы начали обсуждать дальнейшее сотрудничество, и я подписал контракт.
С первого тура мы активно ввязались в гонку. В ходе сезона выровняли игру, наладили связи в команде и уверенно заняли первое место. Вышли в первый дивизион.
- Какие впечатления у вас от «Астрахани»? В прошлом сезоне вашей команде пришлось с ней сыграть. - Это одна из команд, которая нас, как говорится, полностью переиграла. Причем у нас дома, в Новороссийске (4:2), что было неожиданностью. Я искренне поздравил Александра Ивановича Колосова и Павла Пантелеевича Гусева с заслуженной победой. Пожелал им всего хорошего.
- Почувствовали ли вы себя антикризисным менеджером, когда вас снова пригласили в «Волгарь-Газпром»? - Отчасти. Но хочу подчеркнуть: не считаю, что вся вина за положение, в котором оказалась команда, лежит на уволенных тренерах. Что-то у них не получалось, это понятно. Но разделить ответственность должны и клуб, и футболисты, которые где-то, может, не до конца выложились.
- Вы не один приехали в Астрахань, а с Борисом Юрьевичем Пузиковым... - Мы вместе играли в «Черноморце», потом преподавали в спортивной школе. В 2005 году я пригласил его к себе в Астрахань на помощника главного тренера. С тех пор везде вместе работаем.
- Нынешний «Волгарь» отличается от того, что вы принимали в 2004 году? И корректно ли их сравнивать? - Это совсем разные позиции. Тогда я принимал команду в начале сезона, комплектовал, знал футболистов, которых приглашаю. Были сборы, просмотры, предсезонка. А сейчас мне приходится уже в ходе первенства налаживать контакты, общаться, смотреть, в каком ребята состоянии. Если сравнивать с прошлыми годами - тогда иностранцев не было. Сегодня есть целая группа легионеров, с которыми надо найти общий язык. Кто-то говорит по-русски, кто-то нет.
- Однако пока иностранцы в основе «Волгаря-Газпрома» не выходят. - Объективно говоря, они в не очень хорошем физическом состоянии. Сейчас у них своя отдельная программа, призванная помочь им догнать остальную команду.
- Как вы думаете, когда на поле выйдет Олег Малашенок? - Думаю, до конца года он нам не поможет, потому что раньше этого времени не восстановится. Предвосхищая возможные вопросы - не хотел бы обсуждать то, что было сделано до моего прихода. Давайте оставим прошлое в прошлом и лучше будем говорить о настоящем и будущем.
- Можете оценить перспективы «Волгаря» в этом сезоне? - Оценить пока сложно. Для меня прошло слишком мало времени. Главное - ребята понимают, чего мы от них хотим, принимают наши требования. Претензий по самоотдаче ни к кому нет. Все работают хорошо, с настроением. Не все получается - у них разный уровень мастерства, и это естественно.
- Как оцениваете результаты игры команды под вашим руководством? - Сейчас мы анализируем матч, прошедший в Воронеже (речь идет о поединке в рамках 1/8 Кубка России - прим. ред.). Видим, что есть ряд объективных причин, которые надо учесть: мы находились на выезде три недели, это тяжело психологически, у нас в команде много молодежи. Алан Чочиев очень хорошо смотрелся в первых двух играх, а в третьей его не хватило. У всех наших молодых ребят есть будущее - и у Вячеслава Кротова, и Чочиева, и Станислава Матяша. Они сейчас выходят каждый матч. Но где-то нам не хватает стабильности.
Помимо всего прочего были индивидуальные ошибки. Очень обидные. Сказать, что у наших ворот какие-то супермоменты возникали в выездных встречах, не могу. Защита играла хорошо. Но третью игру провалила.
- Вы, наверное, смотрели на видео лучшие матчи «Волгаря» этого года? - И худшие тоже. В лучших матчах была и концентрация, и желание. Да, в мастерстве уступали, но компенсировали это самоотдачей. Мы понимаем, что каждый матч на самоотдаче не сыграешь. После таких встреч могут быть спады. Так и получилось.
- Игра с «Черноморцем» принципиальна для вас? - Не хотел бы ее возводить в такой ранг. Понимаю, многие будут расценивать эту встречу как принципиальную. Да, соперники - не чужие мне люди, не один год их собирал, тренировал. Но работаю я здесь, в Астрахани. Кто бы ни находился по ту сторону баррикад, моя команда - «Волгарь-Газпром», и мы обязаны сделать все, чтобы «Волгарь» победил.
| |