|
Дом музыки открыл сезон концертом мировой оперной дивы
Впервые в Светлановском зале Московского международного дома музыки (и во второй раз в Москве) выступила звезда мировой оперы Виолетта Урмана. Это было открытием концертного сезона ММДМ, которое корреспондент «Труда» счел блистательным.
На вопрос «Труда», как удалось заполучить в столицу одну из самых востребованных вердиевско-вагнеровских певиц мира, президент Дома музыки, он же руководитель Российского национального филармонического оркестра, он же знаменитый скрипач Владимир Спиваков ответил: «Бывают невстречи - и тем не менее встречи. Мы до сих пор не были знакомы с Виолеттой лично, но просто она, видимо, узнала про наш оркестр, ей понравилось, как мы играем, и от нее пришло предложение выступить совместно».
Смелость литовской (правда, давно живущей в Германии) дивы можно оценить, зная коварство акустики Светлановского зала. В этом помещении крайне мало точек, где хорошо слышно то, что происходит на сцене. Причем все хитрости и западни зала, похоже, до сих пор не изучены - сколько раз приходилось наблюдать, как, например, во время концерта для фортепиано с оркестром гремит оркестр, а фортепиано не слышно, но бывает и наоборот - рояль ставится чуть-чуть по-другому, и звук солиста роскошно плывет в гордом одиночестве, а все, что делает в это время оркестр, пропадает, словно в подушку.
Но в этот раз почти все сошлось удачно. Правда, праздничное настроение первого концерта сезона поначалу несколько смазало исполнение увертюры Бетховена «Освящение дома». Безусловно, этот опус из разряда «произведений на случай» (партитура написана к открытию одного из венских театров) - не главный в творчестве великого симфониста, хотя, возможно, если бы эти официозно-помпезные аккорды и ученые полифонические хитросплетения исполнили, допустим, Караян или Тосканини, они обрели бы большее подобие жизни.
К счастью, большую часть первого отделения заняло другое произведение, на сей раз бесспорно гениальное и нашедшее достойную интерпретацию. Это пять песен Густава Малера на стихи Фридриха Рюккерта. Сдержанно улыбнувшись и раскланявшись в ответ на овацию, нордическая дива Урмана тут же словно забыла о зале, общаясь только с Малером и его сокровенной музыкой. Голос звучал мягко, чем-то напомнив манеру Монтсеррат Кабалье лучших лет, звук почти нигде не выходил за рамки меццо-форте, но удивительным образом обволакивал весь зал. Достойным партнером оказался и Спиваков, изо всех сил удерживавший звучание НФОР в границах, отведенных ему прозрачной, по сути камерной малеровской оркестровкой. И все же на последних, пафосных тактах заключительной песни «В полночь» аккомпаниаторы не удержались и утопили-таки солистку в своем могучем форте.
Второе отделение артисты отдали итальянской музыке. И здесь Урмана доказала, что пламенный Верди (а также «примкнувший» к нему в одном из номеров - арии «Suicidio» из "Джоконды" - Понкиелли) ей близок не менее, чем сумрачный австрийский гений. Опять же не форсируя свое интеллигентное лирико-драматическое сопрано, Виолетта передала огромную гамму чувств оскорбленно-благородной Аиды («Ritorna Vincitor»), мятущийся демонизм Леди Макбет («La luce langue» из "Макбета"), чистоту и страсть Леоноры («Pace, pace, mio Dio» из "Силы судьбы").
А на бис Спиваков подверг гостью дежурному испытанию, которое он применяет, кажется, ко всем звездным солисткам, дающим согласие с ним выступить, от Джесси Норман до Рене Флеминг. Владимир Теодорович взял в руки скрипку, и вдвоем звезды в сопровождении оркестра исполнили хит Рихарда Штрауса «Утро» - сокровеннейшую и красивейшую песню для голоса и солирующей скрипки, где Виолетта получила полную возможность доказать, что ее голос вполне достоин ансамбля с великим Страдивари.
Кстати, еще несколько слов об акустике. Перед концертом Владимир Спиваков сообщил журналистам, что недавно у него состоялась встреча с мэром Москвы Сергеем Собяниным, на которой музыкант рассказал об акустических дефектах зала, посетовал на то, что в свое время Юрий Лужков отказался от приглашения специалистов-акустиков фирмы «Тойота», рассказал, что сегодня есть одна американская фирма, которая может качественно решить проблему, и Сергей Семенович обещал, что столичное правительство поддержит акустическую переделку зала.
Владимир Теодорович сообщил и некоторые другие важные новости. Так, руководствуясь классическим примером Евгения Светланова, он решил начать запись своей версии Антологии русской симфонической музыки. Первый диск уже записан фирмой Sony - это произведения Рахманинова «Симфонические танцы», «Три русские песни» (с хором Попова), «Причуды» Римского-Корсакова и "Ромео и Джульетта" Чайковского. В конце сезона будут записаны «Колокола» Рахманинова с солистами Хиблой Герзмавой, Дмитрием Корчаком и Василием Ладюком.
А вот свой знаменитый фестиваль во французском городе Кольмаре Спиваков на будущий год проведет в последний раз. «25-й фестиваль станет юбилейным и последним, - заявил Владимир Теодорович. - Уже хочется сосредоточиться на чем-то еще. Слишком много времени забирает Кольмар. Это единственный город мира, где я бываю столько же, сколько в Москве». О своем решении музыкант уже сообщил мэру города, чем, понятно, расстроил того. Но речи о том, чтобы сохранить фестиваль, передав бразды правления кому-то другому, пока не идет.
| |