|
В залах Русского музея благодаря самоотверженному труду специалистов открылась выставка «Смолянки». Зрители заново открывают для себя выдающегося русского портретиста Дмитрия Григорьевича Левицкого.
Выставку «Смолянки», открывшуюся в Корпусе Бенуа Русского музея, вполне можно было бы назвать «Неизвестный Левицкий». С одной стороны, абсолютно хрестоматийный, изученный в сотнях работ, вошедший в учебники. И все же неизвестный, потому что после завершения многолетней реставрационной эпопеи программная серия Левицкого - знаменитые «Смолянки» - предстали перед зрителями совершенно в новом виде.
Семь портретов учениц Смольного института создавались в 70-х годах XVIII века по инициативе Ивана Бецкого. Цикл символизировал появление нового просвещенного человека и стал художественным гимном первому преобразовательскому порыву Екатерины Великой .
«Смолянкам» сильно досталось в XIX веке. До 1917 года картины находились в Большом Петергофском дворце в неотапливаемом помещении. В Русский музей они поступили в плачевном состоянии. Первая советская реставрация привела «Смолянок» в чувство, но назвать эти работы приближением к авторскому замыслу с позиций сегодняшнего дня нельзя.
Возвращение «Смолянок» состоялось уже в XXI веке благодаря новым технологиям и самоотверженному труду специалистов Русского музея. «Когда исследование идет не только визуально, но и с помощью приборов, например, микроскопа, ультрафиолета, рентгена, то получается всестороннее изучение. Оно дает возможность понять, как работал художник», - рассказывает художник-реставратор Александр Минин .
Расчистки от поздних записей и удаление лаков открыли «Смолянок» такими, какими их видел автор 240 лет назад. За Хованской, Хрущовой и Нелидовой (фавориткой императора Павла) теперь читается романтический пейзаж. Рядом с Молчановой обнаружился впечатляющий вакуумный насос. Кардинально изменились цвета нарядов воспитанниц института, преобразились даже лица. «На картинах они были все смуглолицые, что совершенно неприемлемо для этих благородных девиц. Они были белолицыми девушками», - говорит заведующая отделом реставрации масляной живописи Русского музея Ирина Корнякова.
Детальное исследование картин доказало, что для своего времени Дмитрий Левицкий оказался новатором с точки зрения подбора материалов для работы. «Левицкий использовал восковое связующее, чтобы делать живопись многослойной. Но при этом живопись не утрачивает ни прозрачности, ни цвета», - поясняет искусствовед, старший научный сотрудник Русского музея Григорий Голдовский.
На пике славы в 1787 году Левицкий ушел из Академии художеств под предлогом сильно ослабевшего зрения. Семь работ мастера, ранее числившиеся за неизвестными авторами, говорят о том, что вплоть до начала XIX века Левицкий оставался лучшим портретистом России.
Впечатляющим историографическим дополнением экспозиции служат ранее не показывавшиеся раритеты Смольного института: доски с назидательными надписями и книги, по которым учились «Смолянки» Левицкого. Легкие, кокетливые и живые - свидетели перемен, начатых просвещенной императрицей в огромной империи.
| |