|
Сегодня в широкий российский прокат выходит новый фильм Андрея Звягинцева «Елена» - лауреат премий фестиваля «Санденс» в США и Каннского фестиваля. О картине подробнее рассказывает обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
Андрей Звягинцев - счастливчик. Без режиссерского образования и связей сделал первую картину и за нее получил сразу два «Золотых льва» в Венеции; потом через пять лет сделал вторую, и хоть «Изгнание» понравилось многим меньше, чем «Возвращение», получил в Каннах беспрецедентный для России актерский приз. Третий фильм режиссера «Елена» получил награду еще до начала съемок, в американском Парк-Сити на фестивале «Санденс» - за лучший сценарий, а потом, когда фильм в последний момент был включен в программу Канн «Особый взгляд», да еще на закрытие, заслужил специальный приз жюри и там. Что такое фестивали, важна ли их оценка? Для теперешнего продюсера Звягинцева Александра Роднянского ответ очевиден:
«Я боюсь, что в условиях, когда кинематограф сам по себе потерял сакральность и стал доступен любому, фестивали, на мой взгляд, по прежнему являются местом экспертной оценки, позволяющей лишенный сакральности и профессионального статуса кинематограф все-таки перевести в профессиональное состояние, то есть привести его в рамки серьезной критической и зрительской оценки».
«Елена» начиналась не как продюсерский, а скорее как кураторский проект: Звягинцеву предложили поучаствовать в международной серии фильмов на тему Апокалипсиса, и режиссер вместе со своим сценаристом Олегом Негиным предложил необычную историю: там речь шла если и о конце света, то локальном, незаметном. А в центре интриги - тысячу раз проклятый квартирный вопрос. Героиня - мать великовозрастного паразита и жена немолодого желчного и скупого бизнесмена, не способного ни дать своему сыну образование, ни купить ему откос от армии. Когда богатый старик отказывается дать денег на спасение юноши, Елене приходится сделать непростой выбор между нынешней комфортной жизнью и зовом семьи, зовом крови. Это экзистенциальная притча о моральной ответственности, о соблазне зла и денег, но, в то же время, поразительно точная социальная метафора, где узнается все: и улицы современной Москвы, и интерьеры квартир, и герои Андрея Смирнова и Надежды Маркиной, блестяще сыгравшие главные роли. Это смена курса для Звягинцева, как считают все критики, до сих пор упрекавшие его в умозрительности и тяге к абстракции. Сам режиссер считает, что нет:
«Каждый фильм - это новый шаг. И весь тот социальный фон, социальный контекст, который присутствует в "Елене", я для себя его называю такой "декорацией", на фоне которой разворачивается вся история - история одного человека, история одной души. Вот то почти мистериальное действие, которое совершается с ее внутренним духовным миром - вот это для меня являлось главным, на чем я основал вот это "здание", что называется, это то, что меня больше всего привлекало».
Жесткая, правдивая, безжалостная, местами неожиданно смешная, отточенная в каждой мелочи картина - новая вершина на пути Андрея Звягинцева к высотам мастерства. Сегодня он не только самый известный в мире, но, пожалуй, и самый одаренный из молодых российских авторов, а «Елена» - наглядное тому доказательство.
| |