|
Усадьба фельдмаршала Захара Чернышева, которую частенько называют «Русским Версалем», много лет ждет реставрационных работ. И если у главного здания ансамбля еще есть шанс дождаться своего часа, то вот спасти церковь Казанской Божьей Матери уже вряд ли удастся - слишком велики разрушения.
Фельдмаршал Захар Чернышёв был одним из фаворитов Екатерины, блестящим полководцем, московским градоначальником и очень амбициозным человеком. Поэтому за образец для своей усадьбы в Яропольце он взял Версаль. На плане имения видны пять лучей-проспектов, расходящихся от центральной площади почти так же, как в резиденции французских королей. «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может» - так об усадьбе написано в «Атласе Российской Империи» конца XVIII века.
«Даже сама Екатерина, посетившая дворец в 1775 году, высказалась в том духе - это передает газета "Санкт-Петербургские ведомости" - что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции», - говорит Андрей Чекмарёв, историк архитектуры.
Но «Русскому Версалю» не суждено было дожить до наших времен. После революции почти все ценности из усадьбы вывезли. В 20-е годы в главном доме расположился пансионат, а перед Отечественной войной - госпиталь.
Больше полувека Антонина Павловна Кожемяко собирала свою коллекцию. В нее входят уникальные экспонаты, например, мраморная плита с надгробия Чернышёва.
«Я мимо этой усадьбы Чернышёвых до войны ходила каждый день в школу в 39-м году. Идешь 5 километров. Устанешь. А красота была неописуемая. Сам дворец яркой белизны. Вся лепка была золотом покрашена, и ворота с гербом. И сам этот огромный двор - розарий бесподобный. Постоишь, полюбуешься и дальше пойдешь», - вспоминает Антонина Павловна Кожемяко, директор Ярополецкого народного краеведческого музея.
Так усадьба выглядела после войны. В 1981-м году началась масштабная реставрация: были восстановлены стены и крыша. Но наступила перестройка, и работы прервали.
Сегодня от былого великолепия не осталось почти ничего. Только белые фрагменты между кирпичными вставками напоминают о том, как выглядела усадьба 200 лет назад. После косметического ремонта 1981-1989-ых годов было несколько попыток привлечь частных инвесторов. В 2004 году это почти удалось.
«Уже мы вышли практически на составление бизнес-плана. Но сотрудничество не состоялось, так как бизнес-план был рассчитан на 10 лет, и экономически это было не выгодно», - объясняет Александр Наумов , проректор Московского государственного авиационного института.
В министерстве культуры еще в 2003 году решили передать Черныши в ведение Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. Когда это состоится, у ансамбля появится шанс на реставрацию. Но пока решение остается только на бумаге.
Главное здание усадьбы еще может дождаться реставрации. А вот церковь Казанской Божьей Матери - вряд ли. Сегодня любой желающий может залезть внутрь церкви через оконный проем и увидеть, во что превратилось некогда грандиозное сооружение.
«Никакие 30-е годы разрушительные, ни даже Отечественная война, которая здесь наделала много бед, в гибели этого храма не виноваты. Это все результат откровенного вандализма и местных жителей, и приезжих хулиганов», - сожалеет Андрей Чекмарёв, историк архитектуры.
По мнению Андрея Чекмарёва, воссоздать интерьер храма уже практически невозможно. Даже если в ближайшее время найдутся деньги на реставрацию, можно будет восстановить только внешний вид церкви.
| |