Прощание с Татьяной Лиозновой - известным советским режиссером - пройдет в субботу. Об этом сообщил режиссер Андрей Эшпай, который занимается организацией похорон. На отпевание и кремацию пустят только самых близких людей.
Татьяна Михайловна Лиознова скончалась сегодня на 88-м году жизни.
«Прощание с Татьяной Михайловной состоится в "Клинической больнице" Управления делами президента РФ на Открытом шоссе, где она проходила лечение в последние месяцы», - сообщил ИТАР-ТАСС Эшпай.
Предположительно, прощание начнется в 11 часов. «В завещании Лиозновой сказано, что потом должны пройти отпевание и кремация, однако она особо просила, чтобы на эти траурные мероприятия пускали только самых близких», - отметил режиссер. Место похорон уточняется.
В 1949 году Лиознова окончила режиссерский факультет ВГИКа мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В том же году она была распределена на Киностудию имени Горького, но вскоре уволена. Тем не менее Лиознова работала ассистентом режиссера на фильмах Сергея Герасимова. Участвовала в создании фильмов: «Таинственная находка», «Земля и люди» и др. Совместно с Самсоном Самсоновым Лиознова поставила в театре имени Евгения Вахтангова спектакль «Седая девушка». В соавторстве с Владимиром Беляевым написала две пьесы-сказки по мотивам китайского и корейского фольклора. Их пьеса «Голубая звезда» была поставлена в московском ТЮЗе.
В 1954 году Татьяна Лиознова была восстановлена на Киностудии им. Горького в качестве ассистента по реквизиту.
Режиссерский дебют Татьяны Лиозновой состоялся только в 1958 году. Сценарий к фильму «Память сердца» написали Сергей Герасимов и Тамара Макарова. За ним последовали картины «Евдокия» - киноповесть о женщине, заменившей мать пятерым сиротам; «Им покоряется небо», посвященная памяти летчиков, погибших при испытании новых самолетов.
Большую известность принесла режиссеру лирическая картина «Три тополя на Плющихе», в которой главные роли блестяще исполнили Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Одной этой работы было бы достаточно, чтобы остаться в истории советского кинематографа.
Но имя Татьяны Лиозновой неразрывно связано с легендарным телевизионным сериалом - «Семнадцать мгновений весны». Эта картина появилась на экранах в 1973 году. Вымышленный сюжет Юлиана Семенова в фильме Лиозновой превратился в доподлинную хронику весны 1945 года, благодаря подобранному документальному материалу. Этот сериал - один из наиболее уникальных и гениальных картин советского кинематографа. Один из первых отечественных сериалов имел ошеломляющий успех. Одну только премьеру киноленты посмотрели свыше 200 миллионов зрителей.
В начале 1980-х годов выходят два других фильма Татьяны Лиозновой, различных по жанру: социально-производственная драма по пьесе Александра Гельмана «Мы, нижеподписавшиеся» и яркая музыкальная картина о женской судьбе «Карнавал». Эту картину в прокате посмотрели свыше 30 миллионов зрителей, а исполнительница главной роли Ирина Муравьева в 1982 году по опросу читателей «Советского экрана» была признана лучшей актрисой.
Свою работу в кино Татьяна Михайловна завершила в 1986 году фильмом «Конец света с последующим симпозиумом».
Много сил и времени отдала Татьяна Лиознова педагогической работе. Сначала она обучала студентов ВГИКа в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, а в 1975 - 1980 годах - вместе со Львом Кулиджановым руководила режиссерско-актерской мастерской.
Народная артистка СССР Татьяна Михайловна Лиознова награждена орденами Октябрьской Революции, Почета, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней. Она - лауреат Государственной премии РСФСР 1976 года в области киноискусства, «ТЭФИ - 2001». Удостоена специального приза президента РФ «За выдающийся вклад в развитие российского кино».