Спасатели России, Азербайджана, Казахстана и Туркмении провели совместные учения «Каспий-2011», во время которых отрабатывалось взаимодействие при спасении людей с тонущего судна.
По сценарию, в открытом море в шторм столкнулись танкер и сейнер. Также спасателям пришлось тушить горящий вертолет и собирать разлившуюся нефть.
К этим международным комплексным учениям готовились заранее. Российские спасатели - пилоты, водолазы, пожарные и парашютисты - прибыли в Астрахань со своим оборудованием. В специальном учебном центре еще раз отработали тушение горящего вертолета и особое упражнение, заключающееся в спасении людей из упавшего в воду Ми-8. Условия при этом жесткие, так как имитируется волнение моря, дождь, штормовой ветер. У водолазов совсем немного времени, чтобы спасти людей. Затем перелет в северную часть Каспия, где должны развернуться основные события.
По замыслу учений, в открытом море столкнулись два судна. Одно крупногабаритное, типа наливного танкера, другое поменьше, наподобие рыболовецкой шхуны. Моряки того и другого терпят бедствие, и им на помощь спешат спасатели из России, Азербайджана и Казахстана. В реальности этот сценарий разыгрывают рядом с нефтяной платформой, приблизительно в ста километрах от берега.
Погода меняется каждые 20 минут. То солнце, то ливень с грозой и шквалистые порывы ветра. В 8:30 утра поступает сигнал SOS.
К тому же, на борту танкера, роль которого на разных этапах учения изображали разные катера и теплоходы, возник пожар в машинном отделении. В борьбу с огнем вступили силы МЧС Азербайджана.
«На этих учениях мы задействовали самолет Бе-200 и корабль пожаротушения "Вихрь-9". Наша задача заключалась в обследовании района и спасении людей», - сказал представитель МЧС Азербайджана.
К тонущему кораблю сразу же отправилась спасательная авиация России и Казахстана. Первыми на место происшествия прибыли российские пилоты. Важная часть операции заключается в спасении человека на воде.
«Перед нами стояла задача отправки вертолета к аварийному судну с нашего корабля с казахстанской территории. Вторая часть задания состояла в том, что два корабля-нефтесборщика должны были выйти в район и выставить боны. С обеими задачами мы справились, хотя вертолет не долетел из-за погодных условий, но в том и цель взаимодействия разных сторон: кто ближе, у кого погодные условия лучше, тот первым и прибывает на место», - отметил представитель Казахстана.
В это же время идет невидимая работа под водой, российские водолазы устраняют течь в аварийном нефтепроводе. Разрыв трубы ликвидирован, осталось собрать разлив нефти. Специальные корабли выставляют боновые заграждения. Задача выполнена совместными силами трех государств. Четвертой стороной - пока в качестве наблюдателей - выступил Туркменистан.
Представитель МЧС России: «У нас появился повод разделить Каспий на зоны ответственности, на зоны рисков, и в целом задача была выполнена. Более того, погодные условия были жесткими, именно такими, когда происходят все чрезвычайные ситуации. Главный вывод заключается в то, что прикаспийские страны в области безопасности начинают плодотворное сотрудничество. На мой взгляд, первый блин не оказался комом».
Учения «Каспий-2011» показали, что взаимодействие разных государств дает наилучший результат при спасении людей в открытом море. Ведь время реагирования в этом деле - решающий фактор.