|
Такова была воля Татьяны Лиозновой - уйти в тишине, без официальных речей и в присутствии только самых близких. Так и случилось. С величайшим режиссером простились без слов в маленьком и гулком траурном зале той самой больницы, где она провела последние месяцы жизни.
Борис Грачевский режиссер, сценарист: «Самое обидное, что так мало нас пришло. Это, наверное, такая огромная глыба великого русского кино, которых уже практически не осталось. Она очень мало сделала, но каждое ее кино стоило десятки других режиссеров. Поэтому она была великим человеком, фантастическим талантом. Я бы очень хотел, чтобы новое поколение смотрело ее картины».
Всего несколько венков, один из которых от службы внешней разведки, тихое «спасибо» за Штирлица, образец для подражания. Татьяна Лиознова перевернула жизнь советских граждан. Улицы пустели, станки на заводах останавливались, когда по телевизору показывали «Семнадцать мгновений весны». Актриса Наталья Дрожжина, сыгравшая в этой картине крошечную роль официантки, в субботу вспоминала первую встречу с режиссером.
Наталья Дрожжина, заслуженная артистка России: «Она меня не видела, меня утвердили по фотографиям. Она меня оглядела и сказала: "Я прихожу, прошлась. Она мне: Ты хоть раз была в ресторане? - Да, три раза. Она говорит - так официантки не ходят. Надо распрямить спину, взять блюдо, пройтись... Потом пришел Тихонов, и с четвертого раза мы это записали".
Маленькая, хрупкая женщина Татьяна Лиознова в работе не щадила никого, особенно сильных мужчин: Тихонова, Броневого, Табакова. Она как-то по-своему, строго любила актеров. Требовала точности во всем - в интонации, в деталях, не терпела компромиссов. С фотографий разных лет смотрят ее очень внимательные глаза. По словам ее ученика, режиссера Андрея Эшпая, у Татьяны Михайловны был свой девиз - не пропускать мгновения.
Андрей Эшпай, режиссер: "Может быть, ее фамилию никто не знает, но, ее фильмы видели все. Например, в „Трех тополях на Плющихе" была выбрана Татьяна Доронина, потому как она очень яркая актриса".
Татьяна Лиознова не снимала кино с 1988 года. Она говорила, что не чувствует дыхание зрителя, не принимает и не понимает время. В этом тоже была ее сила и ее воля. И это тихое и немноголюдное прощание с режиссером на самом деле было прощанием с символом большого кино XX века.
| |