|
Директор галереи Portmay Александр Лобычев рассказал корреспонденту РИА «Дейта» о признании российских художников за рубежом и на Родине, вкусах сограждан и об отсутствии наследников
- Скажите, востребованы ли Владивостокские художники в России и в мире?
- Владивостокские художники чрезвычайно востребованы как в России, так и мире, особенно - в странах Юго-восточной Азии. Многие из них ведут там преподавательскую деятельность и участвуют в выставках, а некоторые авторы завязали тесные контакты с галереями и потому проводят большую часть времени за рубежом.
Китай, издавна уделявший внимание развитию культуры и искусства, активно приглашает российских художников к сотрудничеству. Их современная культура выросла на советском изобразительном искусстве. Многие китайские художники, которые сейчас определяют политику, учились в московских, ленинградских ВУЗах.
- Чем объясняется их повышенный интерес?
- Здесь сохраняется академическая подготовка на высоком уровне. Сейчас же во всем мире победил постмодернизм и способности западных художников оставляют желать лучшего. Часто человек, не найдя себя ни в одной из отраслей, берет камеру, снимает видео и преподносит свой результат как актуальное искусство.
- Какие формы современного искусства сейчас актуальны?
- Активно проводятся инсталляции, перфомансы, хэппинги. Все эти формы отличает зрелищность, но здесь, как и везде, необходим талант и воображение. Есть люди, которые преуспели на этом поприще. Я хочу сказать, что сейчас широко распространилось мнение, что современное искусство не требует профессиональной художественной подготовки.
За все эти годы у меня сложилось чувство, что искусство наших мастеров - самое интересное. Сейчас во Владивостоке собрался отряд сильных художников, которых отличает прекрасная подготовка и все они совершенно не похожи друг на друга. Люди постоянно посещают их выставки, и количество ценителей исчисляется сотнями. Они любят художников и прекрасно разбираются в их творчестве. Но, увы, у ценителей искусства зачастую нет денег, а то и стен, на которые можно вешать работы. Есть много умных и интеллигентных людей, чьи покупательские способности невысоки, но именно на этих ценителях и держится интерес к искусству.
- Назовите имена наиболее востребованных художников и скажите, с чем, по вашему мнению, связан их успех?
Говоря о востребованных художниках, вы исходите из понятия «коммерчески успешный». Это не совсем правильный подход, коммерчески приемлемый - это один из критериев оценки творчества. Покупают работы Черкасова, Осиповых. У Александра Бондаря не было ни одной персональной выставки, но его работы пользуются большим спросом. В основном, он пишет натюрморты и изредка обнаженную натуру.
Вкусы у публики традиционные. В основном, покупают не произведение искусства, а просто красивую картинку для интерьера, в подарок... Задача нашей галереи - несколько изменить подход людей, расширить их вкусовой диапазон, чтобы кроме видов Золотого Рога, они приобретали и другие, возможно, немного более странные работы. Например, произведения Олега Подскочина, который работает в манере старых мастеров. Он своеобразно интерпретирует сюжеты из античной и библейской истории. Его работы сильные и выразительные, но они оказывают на людей определенное воздействие, из-за которого они не решаются вешать подобные картины дома. Покупатели предпочитают брать красивые, но нейтральные вещи.
Произведения искусства приобретают, как правило, коллекционеры. Нужно сказать, что они вырастают не сразу, необходимо время на развитие вкуса и большую роль в его формировании играет деятельность галеристов. Бывали случаи, когда наши посетители приходили на выставки и знакомились с работами, выполненными в самых разных жанрах, от традиционных форм до абстракционизма и со временем находили свое очарование в странных работах, а потом и покупали их.
Иногда у нас покупают до 20 работ, но это успешные продажи практически невозможно прогнозировать. Бывает, что проходит замечательная выставка, картины идут по приемлемым ценам, но их почему-то не берут.
Есть художники, которых очень любят и ценят, но, возможно, не так активно покупают. К примеру, Владимир Погребняк, который работает в несколько примитивистской манере и обладает своеобразным чувством юмора.
Для художника важно иметь базу и профессиональные умения, но этим дело не ограничивается. Перед тем, как создать кубизм как явление, Пабло Пикассо рисовал как Рафаэль или Леонардо да Винчи. И люди, которые имеют чувство композиции и цвета, картины видят профессиональную подготовку Владимира Погребняка. Просто важно понимать, что он делает наивное народное искусство. Так же, как Евгений Макеев, Олег Подскочин, Рюрик Тушкин, Лидия Козьмина.
Как я уже говорил выше, сейчас целая команда художников достигла творческого расцвета в возрасте 40 -60 лет. Но у них, увы, пока не выросла смена. С чем это связано? Часто люди, закончив училища, академии, прекращают заниматься творчеством, сочтя это дело неперспективным. Печальная тенденция имела наиболее яркое выражение в 90е годы ХХ в., когда молодежь уходила в рекламу, программирование, менеджмент и оставляла свою творческую деятельность. Результат налицо: не выросло поколение молодых художников. Скажем так, в развитии образовалась брешь, и у наших художников нет преемников. А ведь сейчас те люди, которые забросили творчество двадцать лет назад, могли бы достигнуть творческой зрелости.
Как сейчас развивается галерейный бизнес в России и в мире?
Сейчас состояние в мире, в целом, кризисное, но это не мешает искусству жить и развиваться.
С конца 80х и до конца 90х сохранялся повышенный интерес к российскому искусству, как и к стране, в целом. К нам приезжали гости из Америки, Европы, стран АТР и скупали буквально все. Внимание иностранцев привлекали как работы, выполненные в жанре соцреализма, так и работы авангардистов. Но, со временем, ажиотаж вокруг России сошел на «нет», поскольку империя распалась и ее мифология, соответственно, тоже. И, скорее всего, такого интереса уже не будет.
| |