|
В субботу симфоническим концертом в Национальной филармонии завершился фестиваль современной музыки «Киев Музик Фест». По мнению ЛЮБОВИ МОРОЗОВОЙ, его обширная программа в целом выглядела бледнее, чем в предыдущие годы, что, впрочем, не помешало притоку фестивальной публики.
XXII Международный фестиваль «Киев Музик Фест», ежегодно организуемый Национальным союзом композиторов Украины (НСКУ), в этот раз оказался слепком фестиваля Киевского отделения НСКУ «Музыкальные премьеры сезона». С одной стороны, это неплохо - в него включили больше премьерных исполнений, с другой - утрачен характерный почерк фестиваля, свойственный ему исторический экскурс, а новой концепции так и не появилось.
В этот раз обошлось без премьер симфонических произведений композиторов-патриархов. Заявленную симфоническую «Поэму» Евгения Станковича заменили уже звучавшей поэмой «Купало», инструментальные концерты Мирослава Скорика и Левка Колодуба повторил для слушателей львовский камерный оркестр «Академия», а неизбежные в последние годы премьеры Валентина Сильвестрова были осуществлены в неизбежных же для него жанрах - камерном и хоровом.
Крупных произведений большинства композиторов среднего поколения - фаворитов публики Виктории Полевой, Святослава Лунева, Владимира Рунчака и Александра Щетинского - почему-то исполнено не было. Хотя тех, чьи симфонические опусы все-таки сыграли - Игоря Щербакова, Сергея Пилютикова и Юлию Гомельскую,-- можно поздравить с неплохой, а иногда и очень хорошей оркестровой интерпретацией. В этом плане с неожиданной стороны открыл себя дирижер симфонического оркестра Национальной филармонии Николай Дядюра, великолепно выступив с родным коллективом на заключительном концерте.
Если маэстро Дядюра продемонстрировал безусловную заинтересованность в современной музыке, то гуру в области фортепианного авангарда, пианист Роман Репка просто-таки поразил публику своим соло в Концерте для фортепиано с оркестром Левка Ревуцкого - теперь от него с нетерпением ждут и полноценного сольного концерта с классической программой. Тем более что первую редакцию произведения, считавшуюся давно утерянной, вернули на родину датские пианисты Илья Берг и Александр Ваулин.
Также к положительным моментам нынешнего «Киев Музик Феста» следует отнести исчезновение псевдопоэтических заголовков концертов и концертов-солянок: за каждое событие отвечал один коллектив, а значит, сам и выстраивал его композицию. Самые интересные проекты в камерном жанре получились благодаря инициативе музыкантов - украинско-российский и украинско-швейцарский концерты ансамбля «Рикошет», «Музыкальный диалог: Киев--Санкт-Петербург» от квартета Post Scriptum и провокационный «Ясна Велянович и другие» от Владимира Рунчака и сборного ансамбля «Новая музыка в Украине».
По сравнению с предыдущими годами было на редкость мало хоровых концертов - всего 4 из 32. Самый, возможно, интересный из них состоялся в день закрытия фестиваля в храме Святого Василия Великого. С разными программами выступили три совершенно не похожих друг на друга, но одинаково первоклассных хора. Молодой и миниатюрный - из восьми вокалистов - хоровой ансамбль Alter Ratio под управлением Ольги Приходько объединил в своей программе части Мессы Арво Пярта и две композиции на духовные тексты Святослава Лунева - инструментального типа Agnus Dei и по-птичьему звонкую Alleluia. Камерный хор при Киевском Свято-Покровском храме Главного военного госпиталя Украины под руководством Елены Радько спел монографическую программу из духовных песен и молитв Татьяны Яшвили - нежную, светлую партитуру, опирающуюся на архаичные византийские распевы. Наконец хор Национальной радиокомпании под управлением Юлии Ткач, характеризующийся более интенсивной и строгой подачей звука, исполнил опусы Елены Чистой, Светланы Островой и Михаила Шуха. Его хоровое «Пробуждение» в ритме вальса, давшее название и всему концерту, хотелось бы сделать призывом и ко всему фестивалю в целом - хоть и живому, но все-таки дремлющему.
| |