|
Бюджет России ставит главным приоритетом на следующие три года развитие обороны страны, тогда как расходы на здравоохранение, образование и ЖКХ будут постепенно снижаться. Для нормального функционирования бюджета нужны высокие цены на нефть, и в этом основной риск главного финансового документа страны.
Правительство в конце прошлой недели внесло в Госдуму проект бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 года.В первом чтении депутаты планируют обсудить его 21 октября, во втором - 18 ноября, в заключительном, третьем - 22 ноября.
Если в этом году ожидается сбалансированный бюджет, то в следующие три года Россию ждет дефицитный бюджет. Так, дефицит бюджета вырастет с 0,1% ВВП в 2011 году до 1,5% ВВП в 2012 году и 1,6% ВВП в 2013 году. Правда, в 2014 году ожидается снижение дефицита более чем в два раза - до 0,7% ВВП, при этом в основном, за счет сокращения социальных расходов.
Структура бюджета
Расходы бюджета на 2012 год вырастут почти на 15% или на 1,68 трлн рублей по сравнению с 2011 годом. Так, в 2012 году государство планирует потратить 12,7 трлн рублей против 11,02 трлн рублей в этом году. В 2013 году расходы подрастут еще на 1 трлн рублей, в 2014 - на 0,9 трлн рублей.
Трехлетний бюджет отмечается колоссальным ростом расходов на оборону и снижением затрат на образование, здравоохранение и ЖКХ. Так, расходы на образование растут до 2012 года: в 2011 году их доля составляет 2,7% от общих расходов, в 2012 - 4,6%. Однако потом траты на образование резко снижаются: с 4,6% в 2012 году до 3,9% в 2013 году и 3,3% в 2014 году, отмечает экономист Игорь Николаев из ФБК.
Еще больше снижаются расходы на здравоохранение: с 4,2% в 2012 году до 3,5% и 3,0% в 2013 и 2014 годах соответственно, добавляет Николаев.
Существенно снижаются расходы на ЖКХ - на 42% в 2012 по сравнению с 2011 годом, замечает руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов. В 2013 и 2014 годах наблюдается дальнейшее снижение расходов на ЖКХ. По прогнозу в 2014 на ЖКХ заложено всего 73,8 млрд рублей, тогда как в 2011 году было 234 млрд рублей расходов. За три года затраты снизятся на целых 60% в номинальном выражении без учета снижения инфляции, замечает Салихов.
«Снижение затрат на образование власти объясняют тем, что реформа в этой сфере уже проведена и теперь требуется меньше финансирования», - говорит сотрудник лаборатории макроэкономического анализа НИУ ВШЭ Дмитрий Веселов. «А в ЖКХ входят расходы на предоставление жилья льготным категориям граждан, военным, ветеранам ВОВ и т.д. Власти считают, в целом эти нужды в жилье удовлетворены, поэтому идет сокращение расходов в ЖКХ» - добавляет Салихов.
Если расходы на социальные нужды снижаются, то военные траты, наоборот, растут. В 2011 году на национальную оборону, национальную безопасность, правоохранительные органы и секретные статьи в совокупности приходится 27,4% всех расходов. В 2012 году их доля увеличивается до 30,4%, в 2013 году - до 35,3% и в 2014 году - до 40,1%, посчитал Игорь Николаев.
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2012 году вырастут почти на 50% до 1,8 трлн рублей против 1,2 трлн рублей в 2011 году. На национальную оборону траты увеличатся на 20,5%: с 1,53 трлн рублей в 2011 году до 1,85 трлн рублей в 2012 году. «То есть расходы на нацбезопасность и правоохранительную деятельность увеличатся на 600 млрд рублей, расходы на национальную оборону на 300 млрд рублей. Эти 900 млрд рублей фактически и составляют дефицит, который заложен в бюджете на 2012 год», - отмечает Салихов.
«Исходя из этого, бюджет на 2012 год можно назвать военно-социальным, а бюджет на 2013 и 2014 года - военно-правоохранительным», - говорит Николаев.
Риски
Бюджет на 2012 год и прогнозный 2013-2014 года рассчитывается при цене нефти 100, 97 и 101 доллар за баррель. Гавный риск трехлетнего бюджета состоит в том, что цены на нефть могут оказаться ниже, заложенных в бюджете.
Минфин посчитал, что если цена нефти упадет до 61,1 доллара за баррель, то дефицит бюджета вырастет до 4,2-5,2% ВВП в 2012-2014 годах. В номинальном выражении дефицит бюджета в 2012 году может составить 3 трлн рублей против запланированного дефицита в 1,7 трлн рублей (для сравнения даже в 2009 году дефицит бюджета был меньше - 2,3 трлн).
По оценке Всемирного банка, если цены на нефть упадут до 60 долларов в 2012 году, то дефицит российского бюджета увеличится до 5,3% ВВП (с прогнозируемых 1,5% ВВП при цене нефти в 100 долларов). В этом случае российской экономике неизбежно грозит рецессия, считают эксперты Всемирного банка.
Главный вопрос в том, насколько реальна возможность сползания цен на нефть с нынешних более 100 долларов за баррель до 60. Эксперты газеты ВЗГЛЯД такого сценария не исключают, хотя 100%-ой гарантии никто не дает.
«Вероятность того, что цены на нефть упадут до 60 долларов, высока, так как существуют риски в мировой финансовой системе. Имеется риск кризиса в еврозоне и риск того, что США, несмотря на все предпринимаемые меры, не установит устойчивый рост экономики, основываясь на частных расходах. Еврозона и США составляют почти половину всей мировой экономки, поэтому если их экономики будут стагнировать, это будет напрямую влиять на нефтяной рынок, и цены на нефть могут серьезно упасть», - считает Дмитрий Веселов из НИУ ВШЭ.
«Сейчас дефицит не нефтегазового бюджета составляет 12% ВВП. Но не нефтегазовый дефицит должен быть в среднесрочной перспективе максимум 7-8% ВВП, но никак не 12%. Эта разница в 5% уже сейчас отражает то, что мы чрезмерно зависим от высоких цен на нефть», - указывает Дмитрий Веселов.
По его словам, у России есть две «копилки» - стабилизационный фонд и фонд будущих поколений, на которых хранится порядка 120 млрд долларов. «Эти средства были накоплены в тучные годы, когда были высокие темпы кризиса, и когда дефицит не нефтегазовых доходов не превышал 7-8% ВВП», - указывает Веселов.
Риск не только в завышенных прогнозных ценах на нефть, но и в том, что бюджет сверстан исходя из роста экономики России на 3,7%, добавляет Игорь Николаев из ФБК. Он придерживается пессимистичного сценария: цены на нефть упадут, экономика расти не будет. Он вспоминает, что в ноябре 2008 года был принят бюджет на 2009 год, основанный на цене нефти выше 100 долларов за баррель ина росте экономика в 6%. Однако в 2009 году цены на нефть снизились до 60 долларов за баррель, а экономика упала на 7,8%, замечает Николаев. По его мнению, нынешний трехлетний бюджет также не дооценивает риски обвала мировых рынков.
Правда, Марсель Салихов из Института энергетики и финансов считает, что краткосрочное падение цен на нефть в течение года не окажет большого влияния на бюджет. «Если цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель в 2012 году, то дефицит бюджета вырастет до 4-5% против прогнозируемых 1,5% ВВП. Это неприятно, но не критично. Это можно пережить. К примеру, в прошлом году дефицит бюджета был порядка 4% ВВП», - считает Салихов.
«Дефицит бюджета сделает страну более уязвимой ко всем потрясениям мировой экономики», - парирует Дмитрий Веселов. «Если экономика не будет расти, цены на нефть упадут, то принятый бюджет придется пересматривать. Дефицит бюджета будет увеличиваться, для выполнения высоких социальных обязательств, возможно, придется залезть в фонд социального благосостояния и увеличивать заимствования», - соглашается Игорь Николаев.
| |