|
Большой театр в октябре, вероятно, собирается стать главным ньюсмейкером в культуре. Не за горами - открытие исторической сцены, а пока генеральный директор подтвердил, что Юрий Любимов поставит в Большом «Князя Игоря».
Что это будет за спектакль - задумался обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.
Юрий Любимов будет ставить в Большом, эту новость мы узнали первыми, однако тогда - две недели назад - ее не хотели ни подтверждать, ни комментировать ни в Большом театре, ни в Министерстве культуры, где, судя по всему, и родились идеи разнообразного применения патриарху отечественного театра, в июле оставшегося без работы.
Напомним, после конфликта с группой актеров, Юрий Петрович написал заявление и по собственному желанию покинул им же и созданный, им, не шутя, построенного от и до Театр на Таганке. Ушел, с ним ушла с Таганки и супруга Любимова Каталин, работавшая в последнее время заместителем директора театра.
И уехали они в Италию, нашли там укромное место, куда дозвониться никто не мог. Хотя, зная Любимова, все понимали: даже и в свои теперь уже 94 года меньше всего он думает про пенсию и покой. Он вернется. И вот - возвращается. В следующем сезоне на исторической сцене будет ставить оперу Бородина «Князь Игорь». Генеральный директор Большого Анатолий Иксанов подтверждает, что предварительная беседа с режиссером уже состоялась по телефону, личная встреча руководства ГАБТ и Любимова пройдет на этой неделе. Подтверждает новость и супруга Любимова Каталин.
Самое время вспомнить, что это для нас Любимов - прежде всего режиссер и, конечно, основатель Театра на Таганке, то есть в первую очередь - драматический режиссер. А когда он остался в начале 80-х на Западе, отказался вернуться в Советский Союз, Европа признала его в первую очередь как режиссера оперы. Ставил Любимов и в «Ла Скала», еще до эмиграции, в 1975 году, позже - в «Ковент Гарден», вообще - во всех самых известных оперных театрах Европы он успел поработать. В его постановке шли и «Пиковая дама» Чайковского, и «Леди Макбет» Шостаковича, и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, оперы Мусоргского и Яначека, и не только русские и славянские композиторы, ему доверяли и Верди, и Моцарта.
Другой вопрос - как он прочтет теперь «Князя Игоря», сюжет о предательстве. Может, не зря Любимов первый свой спектакль посвятить актерам Таганки, тем самым, из-за которых он в итоге и решил написать заявление об уходе. И сюжет про князя Игоря вполне подойдет для такой вот истории. В таком прочтении Ярославна - это, конечно, супруга Любимов Каталин... Режиссер ведь всем своим и друзьям, тем более недругам отвечает спектаклями. Рассказывают, Дмитрий Бертман, который репетирует сейчас чуть ли не единственную комическую оперу Вагнера, выносит на сцену всю долгую историю противостояния «Геликон-оперы» с Архнадзором. Премьера уже скоро, посмотрим, что из этой затеи выйдет.
Юрий Петрович Любимов прославился как режиссер политический, интерпретатор не внутритеатральной, скорее - большой политики, тут уж даже страшно предположить, на кого может своей фигой в кармане указать режиссер, перебирая персонажей великой оперы Бородина. Кого увидят публика любимовского спектакля в образе Кончака, кого узнает - в малодушных предателях Скуле и Ерошке.
| |