|
Все лучшие предприятия Ford были совместными, СП с «Соллерсом» 50 на 50 не создает управленченских рисков, а повышает мотивацию компаний на успех, считает Алан Маллали
Алан Малалли стал национальным героем Америки в 2010 г., когда руководимая им компания впервые показала чистую прибыль за 11 лет - $6,6 млрд (в 2006 г., когда Малалли возглавил Ford, компания получила убыток в $17 млрд).
В этом году его звезда сияет еще ярче: Ford прибылен вот уже шестой квартал подряд, компания объявила о найме в ближайшие два года 7000 новых сотрудников в США, и журналисты влюбились в излучающего успех и остроумного Малалли: он желанный гость на национальных телеканалах, издания MarketWatch и Chief Executive Magazine одно за другим признали его «Гендиректором года»... Предвидев наступление кризиса и прозорливо договорившись о кредите в $24 млрд в конце 2006 г., Малалли получил необходимые для реструктуризации Ford деньги до наступления финансового коллапса и тем самым спас компанию от банкротства и необходимости прибегать к кредитам государства. Оздоровив бизнес Ford и вернув компанию к прибыльности, Малалли и его команда могли задуматься о расширении бизнеса. Выдвинутая Малалли стратегия «Единый Ford» предполагает уход от территориальной схемы создания автомобилей (особых для каждого рынка) в пользу глобальных платформ. В этом году Ford объявил сразу о нескольких стратегических альянсах. С компанией Toyota Motor американцы будут совместно разрабатывать гибридные технологии для пикапов и вседорожников. В Китае Ford имеет СП с Changan Automobile Group и объявил о планах начать производство электромобилей в этой стране. А в России Ford заключил сенсационную сделку с «Соллерсом», уведя российского автопроизводителя из-под носа у его прежнего партнера - итальянской Fiat. Созданное в равных долях совместное предприятие Ford и «Соллерса», в которое вошли заводы обеих компаний и права на импорт и дистрибуцию всех автомобилей Ford на территории России и СНГ, начало свою работу 1 октября. Для американской компании это очень важное событие, сказал Малалли на церемонии начала работы СП в минувшие выходные, ведь через два года Россия станет крупнейшим автомобильным рынком Европы, обогнав Германию. СП продолжит выпускать в России Ford Focus и Ford Mondeo в Санкт-Петербурге, а со следующего года приступит к сборке кроссоверов Ford Explorer и легких коммерческих автомобилей Ford Transit на заводах в Татарстане. Далее СП займется сборкой и других автомобилей, в том числе массового автомобиля в сегменте B+ в 2014 г., название которого до сих пор не утверждено. Через несколько лет общие мощности предприятия в России составят 350 000 автомобилей в год, а по плану Малалли к 2015 г. глобальные продажи Ford должны вырасти на 50% до 8 млн автомобилей. Как и у любого главы глобальной корпорации, график Малалли расписан по минутам. Приземлившись в московском аэропорту «Шереметьево», гендиректор Ford заехал в российский офис компании в Химках и произнес краткую речь перед сотрудниками компании, после чего отправился на переговоры в Минпромторг РФ. Туда один из самых влиятельных людей в мировом автопроме поехал на Ford Explorer - без машин сопровождения, мигалок и прочих атрибутов власти, принятых в России. С собой в дорогу Малалли пригласил корреспондента «Ведомостей». В салоне Ford Explorer и состоялось это интервью. - Когда вы начали переговоры с «Соллерсом» и кто кого нашел? - Я думаю, это была середина 2010 г. Сначала переговоры вел Ford of Europe, но и я с самого начала был сильно вовлечен в переговоры. Как вы можете представить, это было очень значительное стратегическое решение. - Что вы смогли предложить «Соллерсу» - такое, чего Fiat не смогла? - Что было нам действительно важно, так это создать план, который позволил бы Ford послужить российским покупателям более эффективно. Очевидно, что российский рынок будет продолжать расти. Мы были первым производителем в России в 2002 г., мы видели этот рост, и у нас были хорошие показатели, но мы хотели создать более масштабный план для расширения бизнеса, и мы искали партнера, который помог бы нам ускорить этот процесс. Нам очень повезло найти самого лучшего партнера - в лице компании «Соллерс». - У вас совместное предприятие 50 на 50. Вы с самого начала так решили или в начале переговоров обсуждались какие-то иные схемы партнерства? - Мы с самого начала, с первого изучения ситуации, думали, что это будет партнерство, потому что мы хотели совместить наши активы и сделать это очень быстро. Как вы знаете, наши лучшие предприятия были совместными. В Китае мы создали два совместных предприятия, в Турции у нас потрясающее СП. Мы знаем, как работать в СП, мы верим в эту операционную модель и чувствуем себя очень комфортно, с самого начала предложив такую модель «Соллерсу». - А вы не боитесь, что распределение долей 50 на 50 в случае разногласий может привести компанию к управленческому коллапсу? - Мы считаем, что это фантастическое соотношение, потому что, когда у вас 50 на 50, каждый из участников полностью привержен тому, чтобы добиться успеха. И помните: мы делаем это, чтобы ускорить наш рост, чтобы поддержать растущий российский рынок - и каждый из нас абсолютно ориентирован на эту цель и привержен стратегии Ford. Мы высоко мотивированы, чтобы принимать решения как можно четче, решительнее и быстрее. - Вы объявили о плане нанять 7000 человек в США. А есть ли прогноз по новым рабочим местам в России - какая будет потребность в персонале у нового СП? - Не думаю, что у нас есть уже план. Но очевидно, что это растущий рынок - и мы надеемся, что сможем предложить много новых рабочих мест и новые карьерные возможности. Сегодня утром мы с Вадимом [Швецовым, генеральным директором «Соллерса»] встречались с работниками - было очень приятно видеть улыбки на их лицах. Мы вместе начинаем этот проект, и у них появляется возможность делать то, чего раньше они не могли. - Лучший вопрос, который вам задали сегодня российские сотрудники? - Они сказали: «Не могли бы вы, пожалуйста, почаще приезжать в Россию?» (Смеется.) А если серьезно, то спрашивали о продуктовой линейке, о том, как мы будем работать вместе, и о том, насколько мы верим в то, что делаем, и насколько мы довольны тем, что мы поддерживаем российское предприятие. - Вы будете собирать в России новый Explorer. Это то самое поколение автомобиля, разработка которого началась при вас, и вы потребовали значительно снизить вес автомобиля? - Мы не делаем разные машины в разных странах. Российские покупатели получат все наши новейшие технологии, как все получают их во всем мире. - Теперь Fiat ваш конкурент не только в Европе, но и в Северной Америке. Вы довольны, что в России ваш конкурент стал слабее? - Я так вдохновлен нашей сделкой с Sollers! Я люблю это совместное предприятие, и я счастлив, что мы сможем поддержать российских покупателей и ускорить воплощение оригинального видения Генри Форда - открытые дороги для всего человечества. - Вы будете выводить пикапы F-серии на глобальный рынок? - Она уже доступна глобально, и мы будем развивать экспортные возможности. Но, конечно, пока она более популярна в США, по многим причинам: это и размеры автомобилей, и развитая строительная индустрия, и любовь американцев к активным видам отдыха (лошади, лодки). - А Ford Mustang?
| |