|
Качество работы вузов оценят по результатам работ ЕГЭ абитуриентов. Как сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко, принципы финансирования вузов в ближайшее время изменятся. Выступая перед ректорами, министр сообщил, что еще одним критерием качества подготовки будет востребованность выпускников у работодателей. Также будет учитываться, растет ли зарплата преподавателей в вузе, как меняется качество подготовки студентов. Предполагается, что институты и университеты будут получать деньги не в виде сметы, а субсидиями
На связи со студией «Вестей ФМ» зампред думского комитета по образованию член КПРФ Олег Смолин.
«Вести ФМ»: Олег Николаевич, Фурсенко сообщил, что фактически провалили приемную кампанию Московский государственный текстильный университет имени Косыгина и Курганский госуниверситет. Как вы считаете, поможет ли улучшить их работу сокращение финансирования или их стоит вообще закрыть?
Смолин: Сокращение финансирования еще никому не помогало улучшить работу. Что касается того, что их стоит закрыть, я тоже в этом крайне сомневаюсь. И вообще вся совокупность предложений, которые мы здесь прослушали, насчет финансирования в зависимости от результатов ЕГЭ и востребованности выпускников, кажется мне с виду логичной, а по сути дела - глубоко порочной.
Объясняю почему: вспомним, какие вузы преимущественно набирали выпускников с низким баллом ЕГЭ - это педагогические, сельскохозяйственные, вузы культуры и некоторые другие. То есть вузы, выпускникам которых государство, если говорить о педагогах, например, работниках культуры и так далее, платят нищенские заработные платы. Я вас уверяю, как только в том или другом регионе заработная плата педагогов оказывается выше средней по региону, например, так было в Питере, никакой проблемы с тем, чтобы туда шли достаточно подготовленные школьники, и с тем, чтобы потом выпускники этих вузов шли в школы, нет. Получается так - государство дважды наказывает, сначала оно наказывает выпускников вузов нищенской зарплатой, а затем оно наказывает сами вузы за то, что оно наказало выпускников нищенской зарплатой.
Вообще, я бы хотел отметить, что вся политика последнего времени при Андрее Фурсенко, повторяю, глубоко порочна. Дело в том, что взяв курс на так называемую элитарную систему образования, мы пытаемся помогать только лучшим. В итоге - неравенство образовательных возможностей растет, и недавно на Социальном форуме приводили данные последнего исследования, согласно которым у нас в старших классах до 20 процентов детей функционально неграмотны. То есть они текст читать могут, а понимать не умеют.
«Вести ФМ»: Нет, подождите, вы говорите о неравенстве, но ведь сама система ЕГЭ вводилась как раз для того, чтобы уравнять выпускников и абитуриентов в правах?
Смолин: И как, уравняла, как вы думаете? На самом деле, вводилась для того, а сделано ровно наоборот. Я напомню вам то, что многократно слышал от московских родителей: для того, чтобы подготовить ребенка к ЕГЭ, требуются репетиторы. Репетитор для ЕГЭ стоит дороже обычного репетитора, поэтому неравенство возможностей, на самом деле, в зависимости от уровня доходов, с введением ЕГЭ выросло. Да, немного уменьшилось неравенство возможностей, связанных с местом поселения. И действительно несколько увеличилось количество детей из других городов и из малых городов в столичных вузах, это правда. Но преимущественно это дети обеспеченных родителей, потому что для того, чтобы жить и учиться в Москве, требуются доходы гораздо большие, чем жить и учиться в провинциальном городе. Поэтому, да, в территориальном плане академическая мобильность выросла, но зависимость образования от доходов родителей увеличилась.
| |