В Москву привезли одно из лучших собраний Василия Кандинского. Полотна этого знаменитого художника смогут увидеть посетители выставки в музее имени Пушкина. В экспозиции представлены картины и других авангардистов начала XX века, которые ровно сто лет назад создали объединение «Синий всадник».
«Синий Всадник» путешествует по миру, пока его постоянное место пребывания, мюнхенскую галерею «Ленбаххаус», перестраивает Норман Фостер. По пути из Японии - остановка в Москве.
«Это долгожданная выставка должна была состояться еще сто лет назад, когда Василий Кандинский планировал показать ее в России - Санкт-Петербурге и Москве. Особенно в Москве - любимом своем городе. Это его родной город, который он называл "мой живописный камертон", - рассказывает куратор выставки Наталья Автономова.
"Синий Всадник" - как "Передвижники" или "Мост" - это творческое объединение художников, которое возглавлял Кандинский. И его картины - половина всей выставки. Если пройти по залам из конца в конец, можно проследить, как юрист средней руки, который в 30 лет начал заниматься живописью, становился великим художником, придумавшим беспредметную живопись.
"Когда возникала критика абстрактного искусства, то он говорил так: Столь ли важен предмет для живописи, как цвет и форма, без которой живопись не может существовать? И все становится на свои места. Действительно, живопись без цвета и формы не может существовать", - рассказывает куратор Наталья Автономова.
Эти работы оказались в одной музейной коллекции благодаря несостоявшейся жене Кандинского - Габриэле Мюнтер, которая сама, кстати, была талантливой художницей. На выставке можно увидеть портрет ее кисти. Изображен Кандинский.
Когда он женился на другой и захотел забрать картины из общего с Габриэлой дома, она сказала: "Когда-то ты был моим сокровищем, а теперь мое сокровище - твои работы". И из личных вещей отдала Кандинскому лишь пару его картин и любимый велосипед. Остальное хранила всю жизнь, не продавая даже в самые трудные времена, а в день своего восьмидесятилетия подарила галерее "Леннбаххаус".
Сегодня директор этой галереи открывает выставку в Москве. И узнает на улицах города то, что видел на картинах Кандинского.
"Во многих его работах вы можете увидеть абстрактное изображение Кремля на вершине горы. Это его память о Москве. Если вы взглянете на „Синего всадника", вы увидите, что это Святой Георгий. Всадник - это воин, такой же воин, как и Святой Георгий", - рассказывает Хельмут Фридель, директор галереи "Ленбаххаус".
Выставка "Кандинский и Синий всадник" пробудет в музее личных коллекций до 15 января. Затем она вернется в обновленный музей в Мюнхене.