Двойной вернисаж художников-конструктивистов Александра Родченко и Владимира Татлина открылся в Третьяковской галерее Москвы. С их именами связаны самые фантастические эксперименты в русском искусстве XX века. Именно они впервые вывели живопись из плоскости в реальное трехмерное пространство.
Родченко и Татлин были современниками, неоднократно встречались и даже вместе работали. Художники-конструктивисты много экспериментировали, но от их экспериментов немногое сохранилось. Из наследия Татлина в оригинале до нас дошли в основном живопись и графика. Это ранний период творчества художника, связанный с его учебой в Москве и Пензе, сотрудничеством с обществом «Бубновый валет». В 1914 году Татлин перестал заниматься живописью и приступил к другим, более объемным экспериментам.
«Они были утопичные. Взять хотя бы башню Татлина, известную как памятник Третьему интернационалу, - рассказывает куратор выставки Татьяна Ермакова. - Татлин сделал модель, а сам памятник замышлялся побольше Эйфелевой башни. Он не был осуществлен. Летатлин - это тоже абсолютно утопический проект человека летающего. Его проекты в разобранном виде - это куча дров. И я думаю, во время войны они просто погибли, кем-то воспринятые как нехудожественные произведения».
Смоделированная Татлиным одежда, спроектированная им мебель, придуманная посуда - все это тоже не сохранилось. Экспонаты выставки сделаны современными художниками на основе оригинальных эскизов и фотографий.
«Когда приходишь в экспозицию, всегда возникает вопрос - где можно посмотреть конструктивизм? На каких работах зрителю можно рассказать об этом? И поскольку сохранилось немного, мы рискнули в состав нашей постоянной экспозиции вводить реконструкции», - объясняет Ирина Лебедева, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
«Рабочий клуб» Александра Родченко - это тоже реконструкция, сделанная немецкими мастерами в 2008 году. Оригинал был создан в 1925-м для Международной выставки в Париже. Тогда проект Родченко произвел настоящий фурор. Ведь он предложил кардинально новый тип интерьера, где главное - не эстетика, а функциональность.
Здесь есть все для того, чтобы было удобно работать и отдыхать. Размер стола регулируется. Раскладная трибуна в сложенном состоянии помещается в компактном ящике. И даже во время игры в шахматы можно избежать лишних движений.
Сегодня, конечно, такими трансформациями никого не удивишь. Но в начале ХХ века это был прорыв в оформительском искусстве. Остается только надеяться на то, что возможности той функциональной комнаты были использованы на все сто французской компартией. Именно ей после Парижской выставки достался оригинал «Рабочего клуба» - в подарок от Советского Союза.