|
Многомужество у самок серого мышиного лемура выражено тем сильнее, чем упитанней и крепче самка. Запасы энергии она тратит на неустанные поиски новых половых партнёров.
Полиандрия в животном мире - вещь загадочная: зачем самке спариваться с несколькими самцами? Распутство самцов объяснить можно: чем больше самок он совратит, тем больше его генов уйдёт в следующее поколение. Но ведь у самок количество партнёров никак не влияет на число детёнышей в приплоде.
Объяснений полиандрии существует множество, и одно из самых популярных - это то, что самка вынуждена так поступать, дабы избежать назойливого домогательства. Иными словами, самке «проще согласиться», чем выдерживать натиск возбуждённых и даже потенциально опасных самцов. Такое объяснение подкупает логичностью и простотой: у многих видов самке не с руки воевать с самцами. Например, у мадагаскарского серого мышиного лемура самка уступает самцу размерами, при этом в брачный период ей иногда приходится выдерживать до сотни домогательств за ночь. Лемуриха должна сделать выбор: или постоянно терпеть повышенное внимание, или спрятаться от всех, не выходить на ночную охоту и остаться голодной. Случается и так, что самку на всю ночь занимает один самец - тогда, можно сказать, ей повезло.
Однако исследования зоологов из Национального музея естественной истории (Франция) и Центра по изучению приматов (Германия) опровергают версию о полиандрии как меньшем зле для лемурьих самок. Смысл эксперимента был прост: раскормить самок до такой степени, чтобы они не затруднялись отгонять от себя самцов. Самок серого мышиного лемура выдерживали на диетах разной степени калорийности, после чего рассаживали их по вольерам с тремя самцами в каждом.
Как пишут учёные в журнале Proceedings of the Royal Society B, теория о вынужденной полиандрии потерпела от лемуров сокрушительное поражение. Чем упитаннее были самки, тем развратнее они себя вели. Они не просто не препятствовали домогательствам самцов, они активно искали новых сексуальных партнёров. Под власть одного самца чаще попадали более субтильные самки, у которых, скорее всего, не было сил освободиться от единственного кавалера. А их упитанные подруги тратили запасы энергии как раз на поиски новых партнёров.
По-видимому, заключают исследователи, дело тут вовсе не в том, чтобы избежать назойливого и подчас опасного ухаживания - самки имеют какую-то непосредственную выгоду, спариваясь направо и налево. Но что это за «бонусы», учёным ещё предстоит выяснить. По одной из версий, самки лемуров могут выбирать отца для своего потомства, но не раньше, чем убедятся в его достаточной генетической пригодности; при этом не исключено, что механизм отбора предусматривает акт спаривания.
Подготовлено по материалам LiveScience.
| |