|
Министерство энергетики вернулось к идее государственного регулирования цен на топливо. Пресс-служба ведомства сообщила, что госрегулирование предлагается вводить в случае, если цены на топливо выросли на 10% в течение 30 дней.
Это предложение включено в последний вариант закона «О нефти», который Минэнерго представило в правительство в июле. Весной министерство энергетики уже предлагало вводить госрегулирование в регионах, но тогда речь шла о 30%-м росте цены за месяц. В этом случае правительство должно было получать право устанавливать предельные уровни цен на срок до 90 дней. Такая схема уже применяется в отношении социально значимых продуктов (хлеба, молока, круп и т. д.) Тогда против идеи Минэнерго выступили Федеральная антимонопольная служба, Российский союз промышленников и предпринимателей и нефтяные компании. В частности, РСПП счел эту меру нерыночной, а также обратил внимание, что Минэнерго не уточнило порядок ее применения на практике. Например, в проекте «Об основах госрегулирования добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов», внесенным министерством в правительство, не указывалось, кто и каким образом будет устанавливать факт 30-процентного роста. Кроме того, отсутствовала методика определения предельно допустимого уровня цен. «Введением госконтроля над ценами Минэнерго пытается не только застраховаться от их резкого взлета, но также от резкого падения курса рубля (при ослаблении рубля цена автоматически увеличивается), - комментирует исполнительный директор Центра исследования конъюнктуры нефтяного рынка "Кортес" Павел Строков. - Ключевым моментом является базис, на котором Минэнерго намерено рассчитывать 10%-е повышение цен». По словам Строкова, розничная цена менее волатильна, чем опт, и рост в 10% в рознице можно увидеть примерно за год. Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша также отмечает, что регулировать розничную торговлю бессмысленно. «Розница всегда следует за оптом, и всегда есть определенная причина повышения цен, - говорит эксперт. - Правительство привыкло регулировать именно розницу - в конце 2010 года- начале 2011 года, когда выросли цены на топливо (в основном из-за повышения акцизов), власти "вручную" остановили рост цен, дав прямые указания компаниям. Это привело к наращиванию экспорта, который стал более выгодным, и, как следствие, дефициту». Аркуша подчеркнул, что бороться следует с причиной роста цен, в частности - изменять налоговую политику в части акцизов. По данным «Кортес», розничные цены за последний месяц практически не изменились. В период 29.08.2011 - 02.09.2011 средняя цена бензина АИ-95 на заправках Центрального федерального округа составляла 27,68 рубля за литр. Через месяц (26.09.2011 - 30.09.2011) она поднялась лишь до 27,92 р., то есть - меньше, чем на 1%. Примерно такая же ситуация и в других регионах (максимальный рост цены был зафиксирован в Северо-Западном округе - там литр АИ-95 подорожал на 1,5%). Аналогичная ситуация с АИ-92 (рост цены за месяц в зависимости от региона составил от 0% до 1,7%), с АИ-80 (также от 0% до 1,7%) и дизельным топливом (от 0% до 1,6%). Оптовые менее стабильны, но рост в 10% пока не был зафиксирован. Оптовая цена на АИ-95 за этот период даже снижалась (в Центральном округе упала на 8%), максимальный рост составил 0,6%). АИ-92 вообще показывал только отрицательную динамику цен (снижение доходило до 3,2%, Северо-Западный ФО). АИ-80 как дешевел (-0,3% в Приволжском ФО, так и дорожал - +0,7% в Северо-Западном ФО). Но в среду в регионах вновь отмечен резкий рост цен. В частности, в Новосибирске местный филиал ФАС зафиксировал в период с 1-4 октября резкий рост топливных цен на АЗС (11-17%). Антимонопольщики подозревают в согласованном повышении цен 17 новосибирских компаний. Дело, возбужденное в отношении розничных продавцов будет рассмотрено 26 октября. По словам Аркуши, согласованные действия владельцев АЗС едва ли возможны: «В ожидании дефицита топлива кто-то начал поднимать цены, а остальные последовали его примеру». «В таких случаях госрегулирование пойдет лишь во вред, - уверен глава МТА. - При наличии объективной причины (например, профилактический ремонт Омского НПЗ), "ручное" управление ценами приведет лишь к тому, что владельцы АЗС начнут работать себе в убыток, кому-то даже придется закрыть бизнес».
Автор: Алексей Топалов
| |