|
Режиссеру Ларсу фон Триеру снова напомнили о каннском скандале, случившемся в мае: датская полиция по просьбе своих французских коллег допросила его по поводу пресс-конференции, на которой он заявил о том, что «понимает Гитлера» и является «нацистом». Допрос проведен в рамках уголовного дела, заведенного полицейскими французского города Грас: фон Триер подозревается в «потворстве военным преступлениям».
«Я был допрошен полицией в связи с уголовным делом, заведенным в Грасе (Франция) в августе 2011 года по возможному нарушению французского закона против оправдания военных преступлений», - заявил фон Триер вечером 5 октября. Режиссер уточняет, что расследование ведется по следам сделанных в Канне заявлений режиссера. Напомним, что инцидент случился в мае этого года, во время Каннского кинофестиваля, на пресс-конференции, посвященной показу картины фон Триера «Меланхолия», которая входила в программу основного конкурса. Отвечая на вопрос о своём происхождении и его влиянии на творчество, режиссер вспомнил, что воспитывался отчимом-евреем и считал себя евреем, пока не узнал, что его биологический отец был немцем. Правда, затем он продолжил развивать тему и в итоге упомянул Гитлера «Что я могу сказать? Я понимаю Гитлера. Я думаю, что он сделал некоторые неправильные вещи, да..., но я немного ему симпатизирую», - заявил он. Запутавшись в объяснениях смысла своих слов, он не придумал ничего лучше, чем завершить свою речь сделанным в шутку признанием «хорошо, я - нацист». «Шутка» имела серьезные последствия: фон Триера, несмотря на извинения, организаторы фестиваля объявили персоной нон грата в Канне, а французский режиссер Клод Лелуш посчитал, что его коллега «совершил кинематографическое самоубийство». «Меланхолия» же осталась в конкурсе, уступила «Золотую пальмовую ветвь» фильму Терренса Малика «Древо жизни», но позволила Кирстен Данст получить приз за лучшую женскую роль. Впрочем, на этом история не закончилась. Ларсу фон Триеру еще не раз пришлось объяснять, что именно он сказал в Канне и почему - эта тема была одной из главных тем его интервью. В августе, когда ему пришлось извиняться и за то, что любимым фильмом шведского террориста Андерса Брейвика была его «Догма», он не выдержал и пообещал больше никогда не давать пресс-конференций. «Теперь я буду молчать как Терренс Малик. Нет никаких оснований для того, чтобы только у него была подобная привилегия», - заявил фон Триер. Но уже месяц спустя, представляя ретроспективу своих фильмов в Берлине, он сообщил (на пресс-конференции), что «французы - вот кто настоящие нацисты», вероятно, имея в виду политику Франции по отношению к цыганам, которых власти высылали из страны. «Я думаю, что история учит нас: все мы когда-нибудь бываем нацистами, и иногда что-то становится слишком явным. Механизмы таких проявлений мы должны изучать, а не запрещать их обсуждение», - сказал он. Пока неизвестно, имеет ли сентенция фон Триера про «французов-нацистов» какое-то отношение к возбужденному уголовному делу: ни датская, ни французская полиция не комментируют прошедший допрос и уголовное дело. Режиссер же решил, что пора завязывать с публичностью. «Предъявленные мне серьезные обвинения привели меня к мысли, что я не имею нужных навыков и не умею выражаться недвусмысленно. Поэтому я решил с этого дня воздержаться от всех публичных заявлений и интервью», - резюмирует режиссер в своем заявлении. Обвинения в оправдании нацизма действительно серьезные: к примеру, в 2008 году крайне правый французский политик Жан-Мари Ле Пен получил три месяца тюрьмы условно и выплатил штраф в 10 тысяч евро за интервью, в котором он отрицал жестокость оккупации Франции фашистской Германией. Отметим, что после каннского скандала картина фон Триера «Меланхолия» была показана на нескольких международных кинофестивалях (в том числе и Московском), но её прокат так толком и не сложился: на сегодняшний день большую часть выручки фильм получил в России (около $1,2 млн из примерно $2 млн). Также был приостановлен анонсированный до Канна совместный проект фон Триера с Мартином Скорсезе. Правда, режиссер готовится к работе над новой картиной под названием «Нимфоманка» и обещает начать съемки летом 2012 года.
Автор: Макс Степанов
| |