|
Оценка качества вузов и их финансирование будут зависеть от результатов ЕГЭ абитуриентов и востребованности выпускников вуза у работодателей. С такими предложениями выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко перед ректорами вузов.
Оценка качества вузов и их финансирование будут зависеть от результатов ЕГЭ абитуриентов и востребованности выпускников вуза у работодателей. С такими предложениями выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко перед ректорами вузов. Корреспондент РИА Новости попросил прокомментировать эту инициативу у исполняющего обязанности директора Центра мониторинга качества образования ИРО НИУ ВШЭ, соруководителя экспертной группы «Стратегии-2020» «Новая школа» Анатолия Каспржака.
- Считаете ли вы ЕГЭ объективной оценкой качества школ, вузов?
- Нет, конечно. Когда мы говорим о качестве работы школ и говорим о ЕГЭ, возьмем, например, школу в сибирском селе и школу в центре Москвы или около Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Естественно, что результаты центральных школ выше, чем у этой сельской школы, но ведь это не заслуга школы, это заслуга родителей. По всем международным исследованиям получается, что качество образования напрямую связано с социально-экономическим статусом семьи.
А когда мы говорим о качестве работы школы, то нужно считать динамику, то есть какими были школьники на входе и как их школа продвинула. Но это один из показателей. Высокая температура - это один из показателей, что человек заболел. Если температура падает, значит, вы, наверное, сбиваете ее эффективно, а если она не падает, то, наверное, вы это делаете неэффективно.
Что касается измерения качества вуза согласно вступительному баллу по ЕГЭ поступающих, на мой взгляд, это говорит о востребованности вуза, о востребованности этой специальности. Если выбирают вуз, значит, он в свою очередь может выбрать существенно лучших абитуриентов. С этой точки зрения как показатель востребованности вуза и, косвенно, качества его работы, балл ЕГЭ является эффективным. Если в вузе меньше 40 баллов по профильному предмету и при этом принимают в вуз - такие вузы есть, я смотрел результаты, - то это означает, что надо задуматься о том, стоит ли этому вузу быть. Стоит ли ему быть, если в него идет тот, кого не берут больше никуда.
- А второй показатель - востребованность выпускников вуза на рынке труда?
- Востребованность выпускников на рынке труда - это объективный показатель всех вузов всего мира. Всем совершенно понятно, что диплом Гарварда или Кембриджа - это пропуск на хорошую работу, поэтому, конечно, востребованность - это важный показатель. Но я думаю, что судить по одному-двум показателям о работе вуза очень трудно. Наверное, должен быть целый комплекс таких показателей, в котором, на мой взгляд, эти два показателя должны присутствовать, но они еще не говорят о качестве работы вуза.
- Как вы считаете, нужно ли сокращать количество вузов?
- Подобное решение находится для политиков в «красной зоне». Я думаю, что, начиная от крайне левых до крайне правых, любой человек, идущий на выборы, никогда не предложит сократить количество вузов. Здесь нужен реформатор типа Гайдара, который будет знать, что будет проклят всей страной после того, как это сделает.
А то, что сокращать надо, это бесспорно по той причине, что нет больше таких стран кроме России, чтобы количество мест в вузах было больше или соизмеримо с количеством выпускников средней школы. Это означает, что у нас одна из самых коротких в мире школ по продолжительности обучения, и мы это заменили фактически обязательным высшим образованием. Наверное, поэтому растет спрос на второе высшее образование: очень многие хотят его получить. Как всегда, мы пошли своим путем.
| |