|
Поражение в Совбезе ООН резолюции, осуждающей Сирию за жестокие разгоны антиправительственных демонстраций, оставило сторонников резолюции расстроенными и размышляющими о том, относится ли наложение вето Россией и Китаем действительно к Сирии.
«Это очень похоже на некое карательное вето, с тем, чтобы показать какое-то недовольство и наказать за Ливию», - заявил CNN западный дипломат, пожелавший остаться неизвестным в связи с щекотливостью вопроса.
Обе страны, заблокировавшие принятие резолюции, Россия и Китай, заявили, что даже в столь разбавленном варианте без экономических санкций резолюция является скользким путем к возможному военному вмешательству, а-ля операции НАТО по защите антиправительственных демонстрантов в Ливии - то есть прикрытия попыток по смене режима.
Во вторник вечером, после голосования в Совбезе ООН по Сирии, постоянный представитель США при ООН Сьюзан Райс (Susan Rice) накинулась на такую позицию, заявив: «Пусть не будет сомнений, дело не в военном вмешательстве. Дело не в Ливии...Это дешевая уловка тех, кто предпочитает продавать сирийскому режиму оружие, а не вставать на сторону сирийского народа».
«Мужественный народ Сирии теперь может четко увидеть, кто в данном совете поддерживает их стремление к свободе и международным правам человека, а кто нет», - заявила Райс.
В среду официальный представитель Госдепа США Виктория Нуланд (Victoria Nuland), избегая, в отличие от Райс, упоминания России и Китая, высказалась на эту тему. «Я бы привлекла ваше внимание к тому, что происходит на вебсайтах и блогах сирийской оппозиции, в которых можно увидеть ярость, злость и разочарование, направленные в основном на страны, которые наложили вето».
«Сегодня утром я видела отвратительную иллюстрацию на одном из сирийских вебсайтов, которая изображала два крана, похожих на нефтяные, из которых текла кровь. На них были наклеены названия этих двух стран», - добавила Нуланд.
Российский постоянный представитель при ООН, однако, дал совершенно другое объяснение решению Москвы наложить вето.
«Я понимаю, что мои европейские коллеги расстроены, не сумев получить ту резолюцию, которую они пытались получить», - заявил Виталий Чуркин. «Некоторые столицы делают слишком поспешные выводы о нелегитимности лидеров Сирии».
Соединенные Штаты, Франция, Великобритания и другие сторонники резолюции сейчас проводят перегруппировку.
Некоторые страны предпринимают собственные попытки оказать давление на Асада. После голосования в ООН турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его правительство готовит собственные санкции по отношению к Сирии.
Европейский Союз уже применяет санкции и может ввести дополнительные, считают западные дипломаты.
Соединенные Штаты уже «полностью прекратили отношения на экономическом фронте», заявила Нуланд.
Несмотря на расстройство, бывший заместитель Госсекретаря США Эллиот Абрамс (Elliott Abrams), ныне работающий в Совете по международным отношениям, заявил CNN, что он настроен оптимистично. Он отметил, что, несмотря на вето в ООН, члены сирийской оппозиции должны посетить Москву с визитом уже в этом месяце.
По словам Абрамса, россияне «ведут двойную игру». «Они наложили вето на эту резолюцию, но они понимают, что у Асада серьезные проблемы, и он может не выжить, потому они делают дополнительную ставку на оппозицию».
Абрамс считает, что санкции вредят режиму Асада. «Думаю, что провал европейской резолюции в Совбезе ООН, естественно, не является положительным моментом, но я не думаю, что это даст Асаду возможность для различных манипуляций», - считает Абрамс.
Представители США соглашаются, что санкции, особенно санкции европейских стран, имеют положительный эффект и посылают сторонникам Асада в сирийской элите сигнал, что их положение будет лишь ухудшаться.
Администрация Обамы может быть разочарована, расстроена, даже разозлена на решение в Совбезе ООН. Если ООН, хотя бы сейчас, не будет действовать, Соединенные Штаты продолжат убеждать другие страны принять экономические меры в самостоятельно, сообщают официальные лица.
«Число стран, готовых затянуть петлю на шее режима, продолжает расти и будет расти дальше», - считает Нуланд. «И мы будем с ними работать».
| |