Старые атомные подводные лодки, которые были выведены из состава военно-морского флота еще в советское время и десятилетиями хранились прямо в море, больше не представляют угрозы ни для России, ни для ее соседей.
Об этом представители «Росатома» объявили в Стокгольме на заседании Контрольной группы МАГАТЭ. Но говорить о том, что проблемы утилизации радиоактивных отходов больше нет, пока рано.
Старые атомные лодки утилизированы, но остается еще отработавшее ядерное топливо (ОЯТ). Только в Мурманской области в губе Андреева хранится ОЯТ из более чем 100 реакторов советских подводных кораблей. С середины 1970-х годов оно копилось на берегу, хранилось в совершенно непригодных условиях, но теперь российские атомщики с помощью коллег из 12 государств намерены решить эту проблему.
Заместитель директора Управления по сотрудничеству с Россией компании UGP (Италия) Карло Таларико рассказал о планах: «В ближайшее время будет подписан контракт на производство десяти контейнеров для перевозки отработавшего ядерного топлива с подводных кораблей класса "Альфа". В следующем году мы начнем строительство дока для транспортировки двух- и трехотсековых реакторных блоков атомных лодок. До конца нынешнего года мы планируем завершить строительство двух зданий - хранилищ радиоактивных отходов в губе Андреева».
Всего несколько месяцев назад итальянцы построили контейнеровоз-ледокол «Россита», который будет собирать с заполярных военно-морских баз отработавшее ядерное топливо подлодок. Это один из пунктов глобального партнерства, объединяющего 13 стран мира в борьбе за радиационную безопасность. Германия, например, помогла оборудовать в Сайда-губе пункт долговременного хранения реакторных отсеков и строит там же региональный центр по переработке радиоактивных материалов.
Но основная задача по ликвидации опасного наследия советской эпохи, естественно, на России. Так, прошлым летом инженеры «Росатома» извлекли из аварийной со времен Брежнева подлодки атомный реактор, и теперь 170 килограммов высокообогащенного урана больше не представляют угрозы. Об этой беспрецедентной операции также подробно рассказали международным экспертам в Швеции.
С проблемой советского ядерного наследия Россия справилась бы и самостоятельно, а глобальное партнерство просто должно ускорить процесс избавления от огромной массы накопившихся в период холодной войны радиоактивных материалов. Страны «Большой восьмерки» выделили на это в 2002 году 20 миллиардов долларов, а маленькая Швеция предложила свою помощь еще в середине сложных 1990-х годов.
За 15 лет работы Контрольно-экспертная группа МАГАТЭ собралась 25-й раз, и в честь этого маленького юбилея - в Швеции. Проблемы радиационной безопасности Ледовитого и Тихого океанов обсуждают на берегу маленького озера в городке Больсте под Стокгольмом.
Глава секретариата международного сотрудничества Шведского правительственного агентства радиационной безопасности Ларс ван Дассен рассказал: «Понятно, что никакой глобальной войны, к которой готовился Советский Союз, уже не будет. Но ядерное наследие - это все равно риск, риск распространения радиоактивных материалов. Кстати, Швеция была первой в мире страной, которая озадачилась этой проблемой. Мы с Россией достаточно близкие соседи, и радиационная обстановка на севере Европы нам небезразлична. К тому же, Швеция традиционно нейтральная страна, и мы проще пошли навстречу России, чем крупные мировые державы».
Сейчас, когда самая серьезная проблема решена, в России принята новая программа ядерной радиационной безопасности и подпрограмма вывоза с Севера всего отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. Заместитель директора департамента «Росатома» Анатолий Захарчев пояснил: " «Главная задача этой подпрограммы - зачистить все бывшие территории, бывшие технические базы Военно-морского флота от топлива и радиоактивных отходов. У нас существует термин "коричневая лужайка": чтобы можно было безопасно по этой земле ходить, а в дальнейшем сделать ее пригодной для другого использования».
Абсолютно чистыми берега Баренцева моря должны стать к 2025 году, а создаваемая инфраструктура позволит избежать повторного захламления. Ведь существующие атомные подводные лодки, которые рано или поздно выйдут из состава флота, можно будет утилизировать сразу же.