В Гидрометеобюро сообщили, что нынешний июль в Москве может войти в тройку самых жарких за все 130 лет наблюдений. В ближайшие дни температура воздуха может подняться до 37 градусов, а на дождь не стоит надеяться раньше понедельника. Идеальные условия для загрязнения атмосферы, уровень загрязнения уже вырос в полтора раза. Вокруг мегаполиса то и дело загораются торфяники, новые источники примесей появляются и в самой Москве.
Общеизвестно, что в любом большом городе температура воздуха всегда на полтора-два градуса выше, чем за его пределами. Москва, а особенно её центральные районы, к прогнозным 30-32 градусам уверенно прибавляют, наверное, все пять. В безветренную погоду за короткие ночные часы выхлопная гарь и дым шатурских торфянников просто не успевают рассеяться, и кажется, что московскую жару можно увидеть и даже потрогать.
Антициклон, что недвижимо висит над Москвой уже несколько дней, прибивает к земле всю грязь. Штиль. Каменные коридоры столицы не продуваются. Свой градус в московский парник добавляют холодильные установки и тысячи кондиционеров, бытовых и промышленных. Из-за их массового использования перегружается сеть. А значит, должны больше вырабатывать электричества теплоэлектростанции «Мосэнерго». А они работают на газе и тоже выбрасывают выхлоп в небо. Но, в отличие от мазутных станций, они хоть не коптят.
«Все выбросы находятся в пределах допустимых норм. А нагрузка на электростанции "Мосэнерго", действительно, значительно выросла. И для примера, на сегодняшний день можно сказать, что она составляет около 6 тысяч мегаватт. Годом ранее, в июле прошлого года, этот показатель был на 15-20 процентов меньше», - говорит заместитель начальника управления по связям с общественностью ОАО «Мосэнерго» Сергей Шандаров.
Кто-то спасается кондиционерами. Кто-то считает их небезвредными и пытается освежить свои жилища и офисы сквозняком. Или прямо с утра совершает моцион вдоль местных водоёмов.
«В центре, наверное, и так воздух, и без жары не очень хороший», - говорит Людмила Соловьёва. - То есть вы не боитесь? «Ну, в общем-то, нет», - отвечает Нина Фомичёва. «Нет, не боимся», - поддерживает её дочь Даша.
И может быть, зря. Экологи предупреждают: при высокой температуре повышается активность всех химических веществ, которые только кажутся безвредными.
«В жару даже можно почувствовать запах асфальта. Это выделяются вредные вещества, такой значительный канцероген, как бензопирен. В жару его количество в воздухе значительно возрастает.
Самые загрязненные районы, по мнению экологов, это восток и юго-восток Москвы. Там дышать даже сейчас уже может быть просто опасно.
"Из-за торфяных пожаров концентрация углеводородов и мелких частиц дыма здесь выше допустимой почти в пять раз. Так чадит Шатурский район, где с начала года зарегистрировано около двухсот очагов возгораний", - показывает карту ведущий эколог Национального бюро экологических стандартов и рейтингов России и СНГ Сергей Кривозерцев.
Старожилы уже начинают вспоминать самый жаркий - 1972 год.
"Были года такие, что Москва, вот как раз в 1972 году, вообще всё лето была в дыму, - вспоминает москвич Валерий Колядин. - Тогда даже холера до Москвы дошла из Астрахани. Ветер, кстати, оттуда дует сейчас тоже. Но сейчас холеры нет".
Москвичи стали заметно больше пить. Простой воды. Но если жара не отступит в ближайшее время, может отступить и вода. Без дождей грунтовой влаги становится всё меньше.
"Они истощаются, они не восполняются, скажем так. Происходит падение уровня грунтовых вод. Происходит падение уровня воды в реках и водоёмах. Истощаются родники и источники. Но это не те горизонты, на которых основано промышленное водоснабжение", - говорит доцент кафедры гидрогеологии Российского государственного геологического университета Григорий Каменский.
Жители столичного региона к таким природным аномалиям понемногу привыкают. Но ведь до сих пор настоящего пустынного зноя-то ещё и не было. И ближайшие выходные, с объявленной жарой в рекордные 37 градусов, могут стать для москвичей настоящим испытанием на прочность.
Посмотреть прогноз погоды