|
В Большой театр готовится к открытию - торжественная церемония назначена на 28 октября. А пока на исторической сцене идут репетиции, артисты обживают новые гримерные, а технический персонал наводит лоск. Журналисты смогли оценить убранство отреставрированного исторического зала на сборе труппы, но пока никто не видел новые помещения и технические устройства за сценой. Однако генеральный директор театра Анатолий Иксанов сделал исключение для «Вестей ФМ». Вместе с ним по театру гуляла обозреватель Анна Кочарова.
Радикальных перемен на первый взгляд в зале Большого театра не заметишь - лишь блеск и роскошь стали ярче, будто с них смахнули вековую пыль. Изменилось главное, рассказывает генеральный директор театра Анатолий Иксанов - акустика.
«Мы с вами стоим на полу зрительного зала, который, во-первых, изменил угол наклона и вернулся к первым показателям 1856 года, а во-вторых, он стал акустической декой. Буквально с первых лет после открытия театра здесь были огромные проблемы с фундаментом, и чтобы зрительный зал просто не сложился в какой-то момент, здесь все было залито бетоном», - говорит директор театра.
Хорошей акустике подчинено буквально все: стены покрыты карельской елью, из которой делают инструменты; позолоченная лепнина на ярусах - из специального папье-маше, которое не трескается от звуковой вибрации; даже состав ткани на стульях выбирали исходя из требований акустики. Впрочем, внимательный зритель все же увидит некоторые перемены в убранстве зала, говорит Иксанов.
«Вернулся герб над царской ложей, справа и слева над боковыми ложами вместо герба Советского Союза появились герб Романовых и герб московского губернатора. Занавес поменялся, но остался принцип: сохранены и количество золотых нитей, и ширина полотен. Вместо СССР у нас теперь написано "Россия", и вместо серпа и молота - герб России», - объясняет директор.
Занавесов теперь целых три. Один - знаменитый красно-золотой, так называемый антрактно-раздвижной. Второй подъемно-опускной. Огромное полотно, которое изображает въезд в Москву Минина и Пожарского восстановили по старым эскизам. Третий - итальянский, поднимается наискосок. Использоваться эти занавесы будут в зависимости от задумок художников и постановщиков спектаклей. 155-летня история театра - в его интерьерах, говорит Иксанов. Первоначальные, архитектора Кавоса - в правой стороне вокруг лож, так называемые императорские, времен Николая II - с левой стороны. Свой след оставила и советская эпоха - за левой ложей около сцены. Но это место недоступно для публики, говорит Анатолий Иксанов.
«Там находится рабочий кабинет И.В.Сталина, который был разработан советскими архитекторами. Он сам выбрал и подписал проект. Мы также его скрупулезно восстановили. Третья эпоха там, но ее никто не видит», - говорит директор.
В коридорах вокруг ярусов теперь вместо паркета лежит итальянская мозаика. Так, оказывается, тоже было задумано создателем театра архитектором Кавосом - он беспокоился о противопожарной безопасности, поэтому полы в проходах должны были быть каменными. Но, как выясняется, и сам Кавос в ходе строительства допускал некоторые просчеты. Курьезная ситуация сложилась во время работы реставраторов в хоровом зале.
«Когда дошли до первого слоя краски, решили, что он самый главный. Выкрасили в этот цвет, но обнаружили полную безвкусицу и несоответствие цветовой гаммы. Удивились - неужели Кавос был такой безвкусный человек? Стали выяснять. Оказалось, он действительно покрасил в этот цвет. Когда увидел - ужаснулся и перекрасил», - говорит Иксанов.
Новое техническое оснащение театра за сценой, и новые лифты в зрительной зоне. А главное - еще один новый зал.
«Мы сейчас спускаемся с вами в совершенно новую часть здания, которой не было никогда. Это пространство под площадью у колонн Большого театра. Это камерный зал на 300 мест, зал трансформер», - поясняет директор театра.
В Бетховенском зале, который расположен на глубине 18 метров, можно давать концерты, репетировать, использовать его как звукозаписывающую студию. Все меняется нажатием кнопок, как по мановению волшебной палочки. В 70-ти метрах за стеной - две линии метро, но их совершенно не слышно. Помимо уникальной звукоизоляции, Московский метрополитен перекладывает в этом месте рельсы на специальные резиновые подушки.
Реконструкция закончена, и теперь сотрудники театра, прежде всего артисты и музыканты, обживают здание. Кто-то в гримерках просит побольше крючков для одежды, кто-то просит наклеить на полу в коридорах специальные противоскользящие полосы. Но главное - театр живет в преддверии грандиозного открытия, которое назначено на 28 октября.
Читайте рассказ Анатолия Иксанова - Большой театр сводил ''Вести ФМ'' на экскурсию
| |