|
13 октября 2011 года в российский прокат выходит авантюрная комедия под названием «Бабло». Дебютанта в большом кино Константина Буслова (старшего брата Петра Буслова) запускал в производство продюсер Сергей Сельянов (кинокомпания «СТВ»).
Для Сергея Михайловича это уже 68-ый фильм в его трудовой биографии. Накануне проката нового фильмы мы встретились с опытнейшим в нашей киноиндустрии продюсером (первый проект Сельянов запустил в 1995 году и назывался он «Время печали еще не пришло»). И расспросили о Фонде кино, об Ассоциации кино и телепродюсеров, о перспективах отечественного кинематографа и узнали, как Сергей Михайлович готовится решать сценарную проблему в России.
Вита Рамм: Вы живете в Санкт-Петербурге, офис кинокомпании «СТВ» в Москве. Сколько лет так делите свою жизнь между двумя городами? Сергей Сельянов: Точно не помню, с 1994-95 года. До Санкт-Петербурга я, пока учился во ВГИКе, так ездил в Москву из Тулы. Сейчас я каждую неделю три-четыре рабочих дня в Москве, остальные в Питере, где так же есть офис. Он главный. Вита Рамм: С появлением «Сапсана» проще стало? Сергей Сельянов: Я езжу ночными поездами. В «Сапсан» сажусь, когда накапливается не прочитанные сценарии. Тогда в 7 утра в Санкт-Петербурге сознательно сажусь в «Сапсан» и четыре часа читаю. Вита Рамм: Сколько можно за такое время прочитать? Сергей Сельянов: Четыре-пять сценария точно. Вита Рамм: Неужели читаете полностью? Или такому профессионалу, как Вы, достаточно первой фразы-абзаца, чтобы понять перспективность сценария? Сергей Сельянов: Нет, читаю полностью. Как правило, ко мне сценарии попадают уже после сита редакторов компании. Хороший сценарий не заметить невозможно, он бьет в глаза, как прожектор в тысячу ватт. Вита Рамм: И когда в последний раз попался такой «прожектор в глаза»? Сергей Сельянов: В прокат выходит фильм Константина Буслова «Бабло». Сценарий был именно таким - ярким, смешным, многофигурным. Сейчас приступаем к работе над фильмом «Ко-ко-ко». Режиссер Дуня Смирнова написала сценарий вместе с Анной Пармас. Это история о двух женщин, она очень хорошо прописана и выстроена.
Вита Рамм: На сайте кинокомпании я видела приглашение отправлять вам сценарии. Не боитесь графоманов? Завалят ведь своим творчеством... Сергей Сельянов: Шлют много. В этом году мы еще не считали, а вот года два назад к нам поступили 1400 сценариев. Вита Рамм: А продюсеры плачут - нечего снимать, никто не пишет! Сергей Сельянов: И они правы. Из 1400 - один сценарий заслуживал реального внимания, что тоже еще недостаточно, чтобы по нему можно было сразу снимать фильм. Еще два - авторы были любопытные. Не их сценарии, а именно сами авторы. Мы с ними встречались, знакомились. Вот такое КПД, цифры в пределах статистической погрешности. Но поскольку мы являемся большой компанией, то считаю, мы должны заниматься и такой работой. С надеждой, что вдруг появится сценарий, от которого не отказался бы ни один продюсер. Вита Рамм: А пока Вам приходится ждать Алексея Балабанова? Сергей Сельянов: Он сейчас пишет сценарий. Как напишет - будем снимать. За столько лет нашего сотрудничества Алексей никогда не подводил. Вита Рамм: Вы можете как-то объяснить, почему у фильмов Алексея Балабанова столь малая фестивальная судьба? «Груз 200», понимаю, может шокировать, хотя румыны или корейцы шокируют не меньше, а больше. Но «Морфий» - изысканный киноязык, понятная история... Сергей Сельянов: Для меня самого это загадка. Уж художественные качества можно было бы оценить по достоинству. Но Балабанов снимает про Россию и только. «Груз-200» о том, что была страна СССР и, словно кто-то щелкнул, и она пропала. «Морфий» - об этом же, раз, и нет старой России. Скорей всего, в Европе не смогли разглядеть историю о том, как пропадает целая страна. Для них это неактуально.
Вита Рамм: Тогда поговорим о глобальных проблемах. Например, в российской киноотрасли много двойных структур - две академии, две премии, два союза. И две организации, объединяющие продюсеров: Гильдия и Ассоциация кино и телепродюсеров, инициатором создания которой вы стали в 2008 году. В чем смысл этой параллельной структуры? Сергей Сельянов: Небольшое уточнение - я не был единственным организатором ассоциации, а принимал участие в создание в числе почти двадцати своих коллег. Моя должность Председателя правления АП - не пожизненная, а выборная и обязательно вотируемая раз в два года. А смысл Ассоциации простой, но значимый. Если проводить параллели с США, то там есть Гильдия продюсеров США (Producers Guild of America - PGA) и Американская ассоциация кинокомпаний (Motion Picture Association of America - MPAA). Гильдия занимается персоналиями, физическими лицами. MPAA - юридическими, и выстраивает взаимоотношения компаний со всем миром. В России начинает работать аналогичная схема. В АП входят 24 компании, уже не первый год работающие на рынке: «Централ Партнершип», «RWS», «Леан-М», «Дирекция кино», «Арт Пикчерс», Star Media, «СТВ», «Профит» и так далее. В нашей стране они производят около 80% теле- и большое количество киноконтента. Напомню, что Ассоциация создавалась в год кризиса и от гибкости производителей и телеканалов, от умения договариваться зависела целая отрасль. Нам удалось выстроить тогда коридор цен, разработать рекомендации, которые снизили себестоимость производства. И отрасль выжила. Сейчас Ассоциация занимается лоббированием интересов киноиндустрии во всех органах власти: в Думе, в Совете Федерации, в Администрации Президента, в Правительстве. Вита Рамм: Можете привести пример? Сергей Сельянов: Острый вопрос - кинообразование. Свою стратегическую задачу мы видим не в конкуренции с ВГИКом или СПБУКиТом. Они готовят кадры для киноотрасли. Но практика показывает, что знаний, полученных там, недостаточно. Нужны и дополнительные площадки по подготовке специалистов в области кино. Ассоциация формирует заказ на специальности, которые нужны сейчас. Мы вели и продолжаем вести диалог с Министерством образования и науки, с Министерством экономического развития. И заместитель Министра культуры РФ Екатерина Чуковская, и Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, и руководитель Департамента культуры и образования правительства РФ Денис Молчанов, и Гендиректор Фонда кино Сергей Толстиков нас поддержали. В итоге в программу «Культура России 2012-2016» внесена важная строка об альтернативном образовании. На первый взгляд формулировка может показаться скучной, но теперь она сможет наполняться финансовыми и материальными ресурсами. Вита Рамм: Ректор ВГИКа Владимир Малышев строит новый корпус... Сергей Сельянов: Да, Владимир Сергеевич серьезно занимается техническим переоснащением ВГИКа, в СПБУКиТе нет на это финансов. Студенты занимаются на музейной, можно сказать, технике. Вита Рамм: Какие учебные программы подразумевает альтернативное образование? Сергей Сельянов:
| |