Нобелевскую премию в этом году получили достаточно спорные открытия, которые в дальнейшем могут быть и опровергнуты. Неужели все значительные открытия уже сделаны и премии давать больше не за что? Эту тему ведущие «Утра России» обсудили с журналистом и политическим консультантом Анатолием Вассерманом.
«Сам Альфред Нобель задумал свою премию как средство помощи молодым многообещающим исследователям, чтобы человек, открыв что-то перспективное, тут же получал деньги, достаточные для продолжения исследований, - рассказал Вассерман. - В первые годы существования премии так и было. Но чем дальше, тем больше времени уходит на то, чтобы однозначно определить, какое открытие самое важное».
По словам Вассермана, спорность тех или иных теорий не так важна. «Любой надежно установленный научный факт ложится потом в основу множества различных теорий. Если, например, действительно установлено, что взрывное ускоренное расширение вселенной происходило значительно дольше, чем по ранее известной теории кипящего вакуума, значит, теперь теорию будут дорабатывать на основании этого факта», - сказал Вассерман.
По его мнению, очень жаль, что никто из авторов самой этой теории не удостоился так награды. «Но, к сожалению, Нобелевский комитет охотнее награждает за экспериментальные факты, а не за теории. На мой взгляд, это тупиковый путь развития», - сказал он.
Возможно, в скором времени Нобелевскую премию дадут за преодоление скорости света. По крайней мере, в исследованиях этой сферы ученые заметно продвинулись. Однако, по мнению Анатолия Вассермана, результаты этих исследований еще не подтверждены. «Боюсь, там какие-то методические погрешности эксперимента. И результаты опубликованы лишь после первой проверки, чтобы научное сообщество в целом придумало новые независимые способы проверки этих данных», - отметил он.
Говорить о том, что все открытия уже сделаны, не приходится, считает Вассерман. «По меньшей мере, 5 тысяч лет человечество каждый раз открывает что-нибудь новое, каждый раз предполагает, что все уже открыто, и каждый раз это предсказание не оправдывается», - отметил он. Однако в какой сфере будет сделано следующее революционное открытие, угадать невозможно. «Фундаментальные открытия тем и хороши, что совершенно непредсказуемы. Поэтому наукой заниматься очень интересно», - заключил Вассерман.