Если руководство Сирии не способно на преобразования, ему придется уйти. Но решать должен сирийский народ, а не НАТО. Об этом Дмитрий Медведев заявил на совещании Совета Безопасности РФ.
На этой неделе Россия и Китай наложили вето на внесенный западными странами в СБ ООН проект резолюции по Сирии.
России и Китаю просто не оставили выбора. Вето, которое им пришлось применить - ответ на ультимативную позицию Европы. Дмитрий Медведев сегодня объяснил, что Москва выступает за проведение реформ в Сирии, но принципиально против любых военных операций. А текст резолюции, предложенный странами НАТО, этого не исключал.
«Авторы резолюции не учли нашей обеспокоенности и - что может быть особенно тревожно - они отказались от одной простой идеи - включить в текст тезис о том, что никакого внешнего военного вмешательства в этот конфликт не будет. Что это означает, я думаю, всем понятно. Это означает только то, что наши партнеры по Совету Безопасности не исключают повторения ливийского сценария. Хотя в приватных разговорах мне неоднократно говорили: конечно, мы понимаем, что Сирия - это не Ливия. Но, по сути, тот текст, который был предложен, является текстом, позволяющим в очередной раз применить оружие», - говорит Дмитрий Медведев.
С Ливией именно так и получилось. Запад предъявил полковнику Каддафи ультиматум. Каддафи его отверг. Следующим шагом стала уже бомбежка Триполи. То есть резолюцию ООН (Россия тогда воздержалась) использовали для начала военных действий против одной из сторон внутриливийского конфликта.
«Это стало абсолютно очевидным после того, как была дана соответствующая трактовка о резолюции №1973, принятой по ливийским событиям. Я имею в виду ту произвольную трактовку, которую дал Североатлантический альянс. Надо со всей очевидностью признать, что задача членов Совета Безопасности заключается в том, чтобы больше не давать поводов для создания документов, позволяющих при помощи несложных псевдоюридических ухищрений добиваться своих целей военными способами, - подчеркнул российский президент. - Россия будет и в дальнейшем выступать против попыток легитимизации через Совет Безопасности всякого рода односторонних санкций, направленных на смену политических режимов».
Против резолюции по Сирии проголосовали все страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и Ливан. Больше всего негодовали по этому поводу Соединенные Штаты. Хотя формально они и не участвовали в подготовке документа, - его вносили Германия, Франция, Великобритания и Португалия, - но наверняка согласовывали каждое слово. К этому моменту Госдеп США уже объявил Башара Асада нелегитимным президентом и призвал оппозицию к прекращению диалога с властью.
В самой Сирии волнений хватает и без этого. За полгода антиправительственных акций погибли больше трех тысяч человек. Войска жестоко разгоняют демонстрантов, вооруженные оппозиционеры громят государственные учреждения. И вмешательство извне этот хаос только усугубит.
«Мы, используя свои каналы, активно работаем с сирийским руководством. И требуем, чтобы сирийское руководство провело необходимые преобразования. И если сирийское руководство не способно эти преобразования проводить, ему придется уйти. Но решение должны принять не в НАТО, не в отдельных европейских странах, а должен принять народ Сирии и сирийское руководство, которое должно понимать свою ответственность за судьбу государства».
Как сообщил Дмитрий Медведев, Россия и Китай подготовили свой вариант резолюции по Сирии с требованием прекратить кровопролитие и призывом начать переговоры.