|
Дефицит бюджета США по итогам 2011 финансового года, закончившегося 30 сентября, достиг $1,3 трлн, или 8,6% ВВП. Это на $14 млрд выше прогноза, опубликованного Бюджетным управлением Конгресса в августе текущего года.
Дефицит оказался выше ожидаемого из-за роста расходов, отмечает Бюджетное управление. Доходы упали на $11 млрд за счет снижения поступлений от налогов на прибыль корпораций - это следствие льгот для предприятий, введенных в прошлом году для стимулирования экономического роста. В Бюджетном управлении не исключают также, что падение поступлений могли вызвать задержки платежей, произошедшие из-за урагана Ирэн и других стихийных бедствий.
Расходы выросли на $3 млрд сверх запланированного - причиной стало увеличение на 17% трат на обслуживание государственного долга, оборону (на 1%), здравоохранение и пенсионные программы (4%). Размер дефицита по отношению к ВВП в 2010--2011 годах стал третьим рекордным значением, зафиксированным с 1945 года. Абсолютный рекорд по объему дефицита бюджета был достигнут в 2008--2009 годах, тогда разница между доходами и расходами достигла $1,4 трлн или 10% ВВП. Дефицит бюджета США превышает $1 трлн третий год подряд. Меры по стимулированию экономики и расходы на социальные программы приводят к росту государственного долга и стоимости его обслуживания. Долг становится столь дорогим, что страна лишается возможности покрывать непредвиденные расходы, отмечает бывший глава Федеральной резервной системы Алан Гринспен. В конце сентября президент США Барак Обама представил трехлетнюю программу сокращения дефицита бюджета. $3-триллионная программа рассчитана на 10 лет. Планируется, что ее реализация позволит к 2021 году довести дефицит бюджета до 2,3% ВВП. Первая ключевая мера - сокращение расходов федерального правительства на $1,6 трлн, на которое Обама согласился в августе в обмен на одобрение решения о повышении верхней границы госзаимствований со стороны республиканцев в Конгрессе. Президент предложил срезать $580 млрд расходов по госпрограммам. В частности, программа медобслуживания пожилых людей Medicare, как ожидается, будет сокращена на $248 млрд, а программа медпомощи малообеспеченным слоям населения Medicaid - на $72 млрд. Плюс экономия $1,1 трлн от сокращения военных сил США в Ираке и Афганистане. Вторая мера - увеличение налогов для крупных компаний и предпринимателей с высокими доходами. Налоговая реформа должна принести еще $1,5 трлн. По оценкам экспертов, эти меры выглядит более популистскими, чем действенными: увеличение налогов для состоятельных граждан порождает попытки минимизации налогов и финансовую миграцию в страны со льготной системой налогообложения. Через Конгресс, по словам экспертов, пройдет лишь часть предложений - сокращение по обязательным программам федерального правительства и сокращение расходов на военные операции в Ираке и Афганистане. Главный экономист HSBC по России и СНГ Александр Морозов отмечает, что основные риски увеличения дефицита связаны с расходами на реализацию медицинских программ по обслуживанию пожилых людей и пенсионные программы. «Основная проблема - не допустить чтобы рост этих расходов привел к дезориентации бюджета», - говорит экономист. - Без сокращений не обойтись, но технически это очень сложно осуществимая задача". «Единственная возможность справиться с дефицитом бюджета - побороть государственный долг. Для этого нужно вызвать инфляцию и обесценить его. Это осуществимо за счет ряда программ количественного смягчения или одной масштабной программы такого рода. Объем денежной массы увеличится, вырастет инфляция», - говорит главный экономист «Ренессанс капитала» Алексей Моисеев. Автор: Екатерина Геращенко
| |