Бельгийские чиновники наконец смогли договориться. Это открывает для них путь к созданию кабинета министров. Последние полтора года эта страна жила без правительства и уже попала в книгу рекордов Гиннесса. Следующий шаг - распределить полномочия и согласовать кандидатуры.
Свет в конце бельгийского тоннеля показался глубокой ночью. Восемь политических партий все-таки договорились сформировать новое правительство. К соглашению не могли прийти четыреста восемьдесят два дня - все это время в стране действовал временный кабинет Ива Летерма. Полтора года министры, подписывая документы, добавляли к своей должности приставку ВРИО - а главное, они не имели юридических полномочий для проведения реформ и не могли распределять бюджет. Теперь политики обещают бельгийцам большие перемены.
«Окончательный текст документа будет обнародован во вторник. Тогда каждый сможет решить для себя - сделала страна шаг вперед или нет. Я считаю, что мы достигли успеха», - говорит лидер партии «Фламандские либералы и демократы» Александр де Кроо.
Пока детали договора не разглашаются. Зато известны спорные вопросы, которые в июне прошлого года после внеочередных парламентских выборов разделили фламандские и валлонские партии. Политики, представляющие интересы шести миллионов фламандцев, говорящих на голландском языке, настаивали на большей самостоятельности регионов от федерального центра. Против расширения автономии выступали франкофоны из южной части страны - Валлонии. Там проживает пять миллионов человек, их финансовое благополучие во многом зависит от промышленной Фландрии. А фламандцев не очень-то радует необходимость финансирования экономически слабых южных провинций.
«Теперь регионы не только получат больше властных полномочий, но и смогут более свободно строить собственные демократические институты», - заявляет лидер фламандской партии «Христианские демократы» Вутер Беке.
Лидеры партий, представляющий Валлонию, также считают, что им удалось добиться значительного успеха.
«Я очень доволен, сегодня мы выполнили свой долг. Возможно, это будет крупнейшая реформа в истории Бельгии. С ее помощью мы заставим государство работать более эффективно и постараемся, чтобы политические решения соответствовали чаяниям граждан», - надеется лидер Либеральной партии Карл Мишель.
Помимо спора о полномочиях регионов, фламандцы и валлонцы долго не могли решить - кому принадлежит столичный избирательный округ, в котором находится Брюссель. До сих пор он оставался единственным в стране двуязычным - соответственно, не прекращались дискуссии о его дальнейшей судьбе. Теперь соглашение достигнуто. Осталось договориться о бюджетной политике и главном финансовом документе страны на будущий год.
Конечно, учитывая количество партий и столь продолжительные разногласия, формирование федерального правительства будет непростым. Но уже сейчас можно сказать, что политикам, по крайней мере, удалось удержать страну от распада. А подобный сценарий нельзя было назвать совсем уж фантастическим - ведь судя по опросам, около половины фламандцев поддерживают создание независимой Фландрии.