|
Как финнам удается извлекать из мусора книги, компьютеры и киловатты? За ответом наш корреспондент отправилась в страну Суоми.
Ремонт закончил? На бензоколонку!
Недавно спросила своего друга, гражданина богатой державы, что запомнилось ему больше всего, когда однажды водила его по тем местам на Оке, где творили знаменитые художники, писатели, музыканты. Ожидала восторгов. Но иностранец как-то странно взглянул на меня: «Очень грязно!». Надо же... Сколько лет прошло, а он что помнит? Не пасторальные пейзажи, а заваленные хламом овраги и замусоренные рощи. И ведь прав, потому что чем рядовой житель, скажем, Финляндии оличается от среднестатистического россиянина при условии, что мусора они производят примерно одинаково, то есть около двух центнеров в год? Тем, что гражданин страны Суоми всегда положит вчерашнюю газету в одно мусорное ведро, бутылку из-под колы в другое, а из-под водки - в третье. Для картофельных очисток у него найдется специальный биоразлагаемый пакет, а старый телевизор уйдет туда, откуда пришел (магазины, торгующие бытовой техникой, обязаны забирать ее в утиль).
Если финн сделал ремонт у себя дома, остатки красок, лаков, пустые банки и прочее он погрузит в свой автомобиль и поедет на ближайшую бензоколонку, где есть бак для опасных отходов. Поступить иначе, даже если бы захотел, он не может: закон!
Если хочешь быть здоров...
В Финляндии идеология обращения с отходами простая и четкая: все полезное извлекаем, оставшееся сводим к минимальному объему. Правда, для выполнения этой большой программы необходимо маленькое условие: мусор уже на начальном этапе должен быть отсортирован, иначе он превращается не просто в бесполезный - в опасный хлам.
Жители страны Суоми, в подавляющем своем большинстве относящиеся к этому вопросу очень серьезно, всегда готовы объяснить, почему так важно проявлять сознательность. Здесь каждый ребенок в курсе, что мусор можно превратить в полезные вещи, в бумагу, например, на которой напечатают книги, а свалки вредят здоровью, потому что там живут крысы, они разносят опасные болезни.
Взрослые тему углубят: свалки, за которыми плохо присматривают, загрязняют воду, отравляют воздух; сжигание мусора - вредное дело, потому что от этого образуются опасные для человека техногенные яды диоксины, разящие без промаха. Так что, если хочешь быть здоров, участвуй в важном государственном деле поддержания чистоты.
Не скажу, что в финском доме всегда было стерильно, но однажды здесь решили, что дальше так жить нельзя. Наведение чистоты стало своего рода национальной идеей, подкрепленной принятием жестких законов, и за сорок последних лет страна совершила качественный скачок, причем как в подходе к проблеме, так и в общественном сознании, чему в немалой степени способствовало экологическое просвещение с детского сада.
Характерно, что люди, родившиеся в других странах, но по разным причинам живущие здесь, легко перенимают склонность к порядку. «Я приехал из арабской деревни и не мог понять, почему моя жена сортирует мусор. А теперь я сам дисциплинирую всю семью», - на хорошем русском объяснил начальник проекта Инновационно-технологического центра города Лахти Салем Банафа. Уроженец Южного Йемена, выпускник ленинградского вуза, Салем давно живет в Финляндии. Он убежден, что будущее - в высоких технологиях, прежде всего тех, что помогают беречь природу.
Таблетки под замком
Как финны решают проблему мусора, в общих чертах гость легко усваивает, оглядевшись вокруг: всюду специальные контейнеры для раздельного сбора отходов (вокруг них - абсолютно чисто!). Их содержимое попадает на площадки специализированных производств. Такой комплекс по сортировке и переработке отходов есть в городке Керава недалеко от Хельсинки . Там пластиковые бутылки и алюминиевые банки, спрессованные в аккуратные параллелепипеды, можно принять за арт-объекты. Да и бывшие компьютеры издали выглядят как дизайнерские находки. Газеты отдельно, глянцевые журналы отдельно, картон тоже сам по себе. Все это станет новыми компьютерами, новыми банками-бутылками... далее по списку. Деревянные отходы трансформируются в электричество, древесный сор с лесосек - в жидкое топливо.
Невозможно представить, чтобы в этой стране валялись, где придется, отслужившие автомобильные аккумуляторы, люминесцентные лампы или, упаси бог, просроченные лекарства. Все это принимает комплекс по переработке токсичных отходов в часе езды от Хельсинки. Меры безопасности здесь чрезвычайные, но строже всего режим в отношении лекарств - к камере, где под замком они ждут своего часа, никто не смеет приблизиться.
И светит, и греет
Сегодня для финнов аксиома, что отходы - это ценное сырье, которое надлежит максимально использовать. Даже отработанное моторное масло, которое еще недавно бессмысленно и опасно для природы сжигалось, сегодня на 70% перерабатывается в новое. Органи-ческие отходы становятся топливом, ил канализационных стоков
превращается в грунт для благоустройства городов - клумбы и газоны Хельсинки цветут и хорошо пахнут, благодаря усилиям местного водоканала. А вот уж совсем чудеса: ни на что не годные, но, подчеркну, безопасные отходы дробят и превращают в блоки для строительства коттеджей. В среднем по стране вторичное использование отходов составляет около 50%, отдельные компании достигли прорыва в 70-80%.
К месту заметить, что из мусора успешно извлекают в том числе и киловатты. В этом особенно преуспел пионер экологического бизнеса Lassila&Tikanoja.
«Мусорного» электричества фирме хватает не только на собственные нужды, но и державе перепадает: 1,5% всей электроэнергии Финляндии производит эта специализирующаяся совсем на другом компания.
В Лахти расположен один из самых современных в мире мусорных полигонов, превратившийся из свалки в высокотехнологичное предприятие, где происходит преобразование отходов в энергию. Всего одна подробность: эксплуатирующая компания обязана собирать метан, который продуцирует свалка, для использования в местных энергоустановках. По трубам газ подается соседу - пивоваренному заводу. Все довольны.
Так что справиться с мусором с большой выгодой - как для себя, так и для отечества - можно. Это видит всякий зрячий, посетивший страну Суоми. Было бы желание. И политическая воля. Появилась бы она у нас!
| |