|
В британской прессе судебное разбирательство между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем окрестили эпической битвой двух русских олигархов. На этой неделе они сошлись в узком переулке, ведущем в только что построенное новое здание коммерческого суда.
Березовский утверждает, что из-за угроз и давления со стороны Абрамовича он серьезно недополучил при продаже своих акций в компаниях «Сибнефть» и «РУСАЛ» и теперь рассчитывает вернуть потерянное.
«Общая сумма претензий Березовского по делу "Сибнефти" составляет шесть миллиардов долларов и общая сумма требований по "РУСАЛу" - 500 миллионов долларов США», - говорит адвокат Бориса Березовского Марк Хастингс.
Команда Абрамовича утверждает, что Березовский требует деньги за то, чего у него никогда не было. Он не являлся акционером ни «РУСАЛа», ни «Сибнефти».
«У Бориса Березовского никогда не было акций. Ни напрямую, ни косвенно. Это факт», - говорит директор футбольного клуба «Челси» Евгений Тененбаум.
Березовский и сам отрицал, что имеет какие-то доли в той же «Сибнефти», когда ему это было выгодно. Например, когда судился с обвинявшим его в коррупции журналом «Форбс», или когда представлял декларацию о доходах, работая заместителем секретаря российского Совбеза.
«Тогда Ваш ответ был следующим: "Я участвовал в создании „Сибнефти" как лоббист, но не был акционером этой компании. Я лоббировал идею, концепцию создания такой компании. Я не являюсь членом совета директоров, я никогда не участвовал в управлении этой компании". Итак, в этом интервью вы говорили, что не являлись владельцем акций этой компании», - спрашивает адвокат Романа Абрамовича Джонатан Сампшн Бориса Березовского.
«Это правильно», - отвечает Борис Березовский.
«Сибнефти?» - спрашивает Джонатан Сампшн.
«Это правильно», - говорит Борис Березовский.
Чтобы понять Бориса Березовского, английским адвокатам и судьям приходится вникать в особенности российского бизнеса в 90-е годы прошлого века, когда можно было фактически за бесценок отрывать лакомые куски госсобственности, решив вопрос в высоких кабинетах. Когда решали «по понятиям», а не на основе юридически оформленных соглашений, и от проблем с законом и конкурентами защищала так называемая крыша.
«Это факт, который подтверждает в своем свидетельстве Мистер Березовский, что в 1990-х никто в России не мог построить сколько-нибудь существенного бизнеса, не имея доступа к политической власти. И если у вас не было такой возможности, нужно было искать "крестного отца", у которого доступ к власти был», - рассказывает Джонатан Сампшн.
И вот теперь один из бывших «крестных отцов» пытается выжать из этого сомнительного прошлого оставшиеся, как он считает, дивиденды.
Даже для искушенного английского правосудия эта тяжба - явление неординарное. Предприниматели из России спорят в Лондоне о том, что было в России десять лет назад, и при этом платят миллионы британским юристам. Кто-то даже подсчитал, что одна секунда в зале суда обходится истцу и ответчику в 50 фунтов стерлингов.
Неудивительно, что в зале, где проходят слушания, порой не хватает места для прессы. Сюда же тянутся юристы, которые представляют интересы многочисленных оппонентов Березовского.
Помимо претензий к Абрамовичу у него еще два громких процесса - против бизнесмена Василия Анисимова и семьи покойного друга - Бадри Патаркацишвили. Березовский пытается отсудить у вдовы значительную часть наследства. Он вообще готов судиться, с кем только может.
В его списке бывший деловой партнер Руслан Фомичев, предприниматель Михаил Фридман, телекомпания ВГТРК и даже бывшая жена Галина Бешарова. Она кстати, очень благодарила английское правосудие за то, что ей удалось получить при разводе больше 100 миллионов фунтов - это местный рекорд. К другим судебным поражениям Березовского следует отнести заочный приговор в России сроком на шесть лет лишения свободы за хищения в «Аэрофлоте». Политический беженец этот приговор, понятное дело, не признает. Однако швейцарский суд посчитал схемы, которые использовал Березовский для выкачки денег из «Аэрофлота» мошенничеством и осудил его адвоката господина Йенни на два года.
Сам Березовский предпочитает пока наиболее безопасный для него английский суд. Скандальные процессы дают возможность, как минимум, оставаться на виду и на слуху. Но дело не только в привычке к публичности. По оценкам британской прессы, размеры его нынешнего состояния - около 500 миллионов фунтов стерлингов. Но в среде, к которой продолжает причислять себя беглый предприниматель, соревнуются миллиардами. Миллиарды самого Березовского теперь существуют только в виде судебных исков.
«Он не думал, что Роман придет и будет защищать себя в этом процессе. Он, наверное, думает, что Роман хочет договориться с ним. Но это неправда. Мы хотим закончить этот процесс здесь, потому что мы считаем, что этот процесс выиграем», - уверен Евгений Тененбаум.
Появление в суде непубличного Абрамовича, по всей видимости, не последний сюрприз в ходе этого процесса. Здесь ждут свидетельские показания как минимум еще одного миллиардера - Олега Дерипаски. Возможно, в Лондон приедет бывший глава президентской администрации Александр Волошин. Английские судьи намерены разобраться во всем в течение ближайших трех месяцев.
| |