В египетской столице объявлен комендантский час, на улицах - военные патрули и блокпосты полиции. Власти опасаются, что в любой момент могут возобновиться массовые беспорядки - такие, как минувшей ночью, когда в столкновениях на площади Тахрир погибли по меньшей мере 24 человека.
Полыхают армейские БТРы, коктейли Молотова летят в сторону огромного охраняемого корпуса египетского гостелерадио, переворачиваются автомобили и строятся баррикады на мосту через Нил. В районе площади Тахрир - «каменный дождь». Заглушая рев толпы и крики раненых, звучат автоматные и пулеметные очереди. На сей раз стреляют не воздух, а прицельно - по людям.
Тонущая в дыму перечного газа 10-тысячная масса людей мечется по набережной района Масперо. Начавшаяся мирно демонстрация египетских коптов обернулась побоищем с применением огнестрельного оружия.
«Я пришел сюда, на площадь Тахрир, когда военные разгоняли толпу слезоточивым газом, - рассказывает очевидец событий. - Причем демонстранты дрались не только с армейскими подразделениями, но и между собой».
Машины скорой не могут прорваться к месту боя, раненым пытаются оказать помощь в медпункте государственного телевидения, но счет идет не на единицы, на сотни. Большинство ранений - пулевые. Стреляют в обе стороны. Коптам удалось отобрать оружие у элитных бойцов бывшей президентской гвардии, дислоцированных возле египетского МИДа и дома прессы. Уже ночью министерство здравоохранения сообщает о семи убитых и десятках раненых военнослужащих.
Никто и представить не мог, что демонстрация местных христиан против разрушения и поджога двух небольших недостроенных церквей радикальными исламистами в провинции Асуан обернется мятежом в центре столицы. До сих пор община коптов, составляющая десять процентов 80-миллионного населения Египта, относительно мирно уживалась с исламским большинством.
Относительно - ибо взрывы в исторических монастырях и храмах и уличные столкновения с мусульманскими фундаменталистами, случавшиеся периодически в годы правления Хосни Мубарака, в последние месяцы стали постоянным фоном бурной общественно-политической жизни постреволюционного Египта.
До последнего времени пользующийся непререкаемым авторитетом предстоятель Коптской церкви Папа Шенуда III охлаждал и сдерживал страсти. Может быть, поэтому ночное побоище в Каире на экстренном совещании кабинета министров премьер Эссам Шараф назвал результатом «заговора мятежников, пытающихся вбить клин между народом и армией».
«Египет оказался в опасности, - заявил премьер Египта. - Последние несколько часов были болезненными для всех египтян. Пролита кровь мирных граждан и военнослужащих, предпринята попытка вбить клин между армией и народом. Но государство не поддастся на такие вредоносные заговоры».
24 убитых, 213 раненых, большинство ранений - огнестрельные. Никогда еще межконфессиональные волнения в Египте не приводили к таким жертвам. Никогда - даже в самые драматические дни - военные и гражданские не расстреливали друг друга из автоматов. Красную черту переступили минувшей ночью. Настоящая братоубийственная война вспыхнула на самой опасной - религиозной - почве. И каирские события уже откликнулись - и в Александрии, и в Луксоре. И хотя мусульманские и христианские авторитеты отчаянно призывают своих адептов к сдержанности, а армейские власти вновь вводят в столице комендантский час, Рубикон перейден. Что было немыслимо вчера - сегодня стало уже фактом жизни нового Египта.