|
Увидела свет «Biophilia» - новая студийная работа Бьорк, самой знаменитой исландской поп-артистки, решившей стать актуальной художницей.
Новое произведение должно было быть представлено публике еще 27 сентября. Однако за день до релиза перфекционистка Бьорк Гудмундсдоттир перенесла дату выхода - как гласило официальное сообщение, в связи с необходимостью «доработки материалов к альбому». Вроде бы формальная причина в данном случае имела ключевое значение. Дело в том, что новая музыкальная запись Бьорк - лишь часть большого мультимедийного проекта, включающего в себя несколько приложений для iPad. Касаясь пальцем тех или иных частей виртуального мира, слушатель (точнее сказать - пользователь) может менять музыку по своему усмотрению - «разбирать» песню на отдельные дорожки и «сводить» их по-своему, замедлять или ускорять темп, добавлять те или иные звуки. При этом такая интерактивность подана Бьорк не в качестве дополнительного, развлекательного элемента (каковыми часто бывают мультимедийные добавки на пластинках поп-музыкантов), а становится важнейшей частью замысла. Таким образом и сам альбом становится из поп-продукта произведением современного искусства. Новая студийная работа, как говорит сама Бьорк в аудиообращении к посетителям своего официального сайта, посвящена любви к природе во всех ее проявлениях - то есть не только живой, «от мельчайшего организма до гигантских раскаленных тел, находящихся на краю Вселенной». «Природа - источник и предмет неутолимой жажды познания, открытий новых мест, где мы встречаемся с самой жизнью, - продолжает Бьорк. - В них она воздействует на наши чувства - цветом и формой, запахами и ароматами, вкусом и касанием соленого ветра. Но значительная часть природы скрыта от нас - та, которую мы не можем ни потрогать, ни увидеть. Но мы можем почувствовать ее: звук - просеянный через наши эмоции, он становится тем, что мы называем музыкой. И также, как мы используем те или иные мелодии для того, чтобы выразить то, что иначе не выразимо, так и технология может помочь нам сделать видимым то, что было скрыто в жизни. В "Biophilia" соединяются три элемента - природа, музыка и технология. Смотрите, слушайте и создавайте - исследуйте космос у вас под пальцами». Бьорк уже не в первый раз обращается к пограничным формам в музыке. В 2004 году певица выпустила альбом «Medulla», который целиком состоял из вокальных семплов и звуков, производимых при движении тела. Эту пластинку критики - единодушно и, в общем, справедливо - называли «аудиоинсталляцией»: пластинку, разбитую на несколько треков, можно было воспринимать лишь как одно целое. Тем не менее после того опыта уже на следующем альбоме «Volta» исландская певица вернулась к традиционной песенной форме (пусть и зачастую довольно оригинально решенной музыкально). Однако если «Medulla» предоставляла критикам и слушателям возможность решать, называть ли работу «альбомом» или «инсталляцией», то нынешняя «Biophilia» вполне однозначно свидетельствует о том, что границу между поп-музыкой и contemporary art певица уже пересекла.
Автор: «Парк культуры»
| |