|
В Национальном академическом драматическом театре им. Франко представили «Гимн демократической молодежи» в постановке Юрия Одинокого. Долгожданный спектакль по одноименному сборнику Сергея Жадана о лихих 90-х, имевший все шансы стать чуть ли не манифестом чего-то нового, вышел удручающе приличным - на сцене главного театра страны жадановский «гимн» превратился в не самую лучшую песню о неудачливых дельцах и компромиссах, считает АНАСТАСИЯ ГАЙШЕНЕЦ.
Спектакль «Гимн демократической молодежи» писатель Сергей Жадан и режиссер Юрий Одинокий готовили более двух лет. В основу его драматургического материала был положен одноименный сборник новелл о лихих 90-х. Стержнем повествования стала фигура Сан Саныча, которого для этого извлекли из уютного «трагистеба» новеллы «Владелец лучшего клуба для геев». Чтобы соблюсти законы жанра в пьесу «по мотивам» была добавлена лирическая линия для главного героя и заимствованы мотивы из другого произведения Жадана - «Депеш Мод».
Сам факт постановки произведения одного из лидеров либеральной молодежи, талантливого литератора и организатора акций гражданского неповиновения Сергея Жадана на главной сцене страны уже выглядит как демарш. Все-таки в национальных театрах у нас по старой памяти не жалуют слишком современных авторов, имеющих к тому же собственный взгляд на острые общественно-политические вопросы. Так что ждали постановку с нетерпением: она имела все шансы стать если не манифестом чего-то нового, то как минимум событием, достойным внимания. Однако не сложилось - духов свободы, порхающих между строк Жадана, «закатали в асфальт» театральных клише.
Жадановские тексты своим шармом во многом обязаны демонстрации социальной пестроты общества. Предельное же заглаживание острых моментов в спектакле привело к тому, что он вышел не грустным и не смешным, не трогательным и не шокирующим и лишь обнаружил привычный страх людей по обе стороны рампы перед трезвой беспристрастной оценкой и самооценкой. Получился приличный спектакль в худшем смысле этого слова. Из текста напрочь убрали ненормативную лексику, без которой герои выглядят не как нормальные бандиты из 90-х, а как бизнесмены средней руки. Безусловно, в этой культурной дезинфекции не последнюю роль сыграл пиетет авторов «Гимна...» к франковской сцене, основной аудитории которой, например, совсем не близки исповедуемые писателем идеи анархизма. Так что неизбежно возникает вопрос о том, зачем нужно было ставить его тексты именно здесь.
В целом «Гимн...» не лишен локальных режиссерских находок. Так, наиболее выразительно атмосфера абсурда, царившего на развалинах советской империи, проявилась в сцене открытия гей-клуба «Бутерброды», где выступление нежных девушек в вышиванках и веночках перемежается дискотечным угаром пьяной толпы в масках упырей. Сценография Виктора Шульги, поместившего героев в трехъярусную систему металлических подиумов с ширмами, создает ощущение мира-клетки. Чиновница из некоего департамента культуры и последний бандит с рынка живут в одном нищем гетто, многоярусная структура которого напоминает нагромождение построек в трущобах. Единственным украшением этого унылого мира служит табличка с надписью «Не влезай - убьет!», привычно декорированная изображением черепа и костей. В этом пространстве по-настоящему счастлива только девушка Саныча Марта (Татьяна Шляховая), и то лишь потому, что живет она все больше в своем внутреннем мире, а столкновение с реальностью оказывается для нее фатальным.
Постановка пестрит гротесковыми персонажами, на которых благодаря актерским находкам и держится кураж всего сценического действа. Алексей Зубков (арт-директор гей-клуба Славик), Светлана Прус (чиновница Валентина Валентиновна) и Назар Заднипровский (преподобный Джонсон-и-Джонсон) создали блестящие социальные пародии, которые сражаются между собой за зрительское внимание. В то же время задуманные как «геройские пацаны» главные герои спектакля Сан Саныч (Дмитрий Чернов) и Гога Ломай (Арсен Тимошенко) вместо того, чтобы нести на себе все напряжение интриги, предстают статичными фигурами с совершенно неуместной здесь салонной манерой подачи текста. Их не жалко - они не смешные и не восхищают. И совсем неудивительно, что бизнес у них прогорел. Трагедия? Да так им и надо!
| |